Заключение межведомственной комиссии незаконно. - Юристы в Вологде.

т. (8172) 50-11-94
Вологда
Компания
Юридическая
Вологодская
т. (8172) 50-11-94, +7-900-558-58-22
т. (8172) 50-11-94
Юристы в Вологде
Вологодская юридическая компания
СЕВЕРНЫЙ КОНСАЛТИНГОВЫЙ ЦЕНТР
ПРОСТО СПРОСИТЕ У НАС
тел. (8172) 50-11-94
тел. +7-900-558-58-22
Юридические услуги в Вологде
Юристы Вологда
Перейти к контенту
тел. (8172) 50-11-94; +7-900-558-58-22
дела
Грязовецким районным судом удовлетворен административный иск (КАС РФ) нашего клиента о признании незаконным заключения межведомственной комиссии.
5.10.2015 Грязовецким районным судом Вологодской области по делу № 2а-908/2015 удовлетворен административный иск нашего клиента о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, назначенной распоряжением Главы администрации Грязовецкого муниципального района, о признании жилого помещения по адресу: Вологодская область, Грязовецкий район, пригодным для проживания. Особенностью дела являлось его рассмотрение по новым правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, вступившим в силу с 15.09.2015.
№ 2а-908/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

05 октября 2015 года                                                                                                                                                                       г. Грязовец

Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе:
судьи – Скачедуб М.В.,
при секретаре – Лобановой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску «данные изъяты» к администрации Грязовецкого муниципального района о признании незаконным заключения межведомственной комиссии,

у с т а н о в и л :

«данные изъяты» обратился в суд с административным иском к администрации Грязовецкого муниципального района о признании незаконным заключения межведомственной комиссии. В обоснование требований указал, что является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: .... В связи с ветхостью жилого помещения он обратился в администрацию Грязовецкого муниципального района с заявлением о проведении его оценки. В соответствии с заключением межведомственной комиссии №... от 15.05.2015 года жилое помещение признано пригодным для проживания и подлежащим капитальному ремонту. Данное заключение было им получено 13.06.2015 года. С выводами указанного заключения он не согласен, так как согласно экспертному заключению №... от 28.08.2015 года физический износ жилого помещения составил 69 %, основные несущие конструкции имеют многочисленные дефекты, то есть помещение не отвечает установленным для жилых зданий, помещений требованиям. Просит признать незаконным заключение межведомственной комиссии №... от 15.05.2015 года, возложить на межведомственную комиссию обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть вопрос о признании жилого помещения, расположенного по адресу: ..., пригодным (непригодным) для проживания.
Административный истец «данные изъяты» в судебное заседание не явился.
Представитель «данные изъяты» – «данные изъяты», действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, и Барболин О.В. заявленные требования поддержали в полном объеме. Представитель «данные изъяты» суду пояснила, что на осмотр квартиры «данные изъяты» приезжали четыре девушки, которые не представились, но сказали, что они из администрации района. Они походили, сделали фотографии и уехали, никаких замеров при этом не производили, крышу не осматривали. Представитель Барболин О.В. полагает, что заключение межведомственной комиссии является незаконным и необоснованным, так как осмотр жилого помещения производился без участия специалистов, необходимость проведения капитального ремонта была установлена визуально.
Представители административного ответчика – администрации Грязовецкого муниципального района «данные изъяты» и «данные изъяты» с доводами жалобы «данные изъяты» не согласны, считают, что заключение межведомственной комиссии составлено в соответствии с нормами действующего законодательства. Представитель «данные изъяты», участвовавшая в осмотре жилого помещения «данные изъяты», суду пояснила, что, действительно, был произведен лишь визуальный осмотр жилого помещения, были сделаны фотографии, кровля дома осмотрена не была, так как «данные изъяты» не предоставил лестницу, процент износа также не устанавливался.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Согласно лицевому счету «данные изъяты» с 1989 года является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: .... Данное жилое помещение является муниципальной собственностью Грязовецкого района, балансодержатель – администрация Грязовецкого муниципального района, о чем свидетельствует выписка из реестра муниципальной собственности.
17 апреля 2015 года «данные изъяты» обратился в администрацию района с заявлением о создании межведомственной комиссии для признания квартиры непригодной для проживания.
Согласно заключению межведомственной комиссии №... от 15.05.2015 года в результате обследования жилого помещения, расположенного по адресу: ..., выявлены основания для признания помещения подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.
«данные изъяты» с указанным заключением не согласен.
Статья 46 Конституция Российской Федерации предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом 29.04.2014 года, отметил, что при рассмотрении дела об оспаривании заключения межведомственной комиссии необходимо проверять как соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости – представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Пунктом 47 вышеуказанного Положения также предусматривается, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
Межведомственная комиссия, вынесшая заключение №... от 15.05.2015 года по результатам обследования жилого помещения, расположенного по адресу: ..., действовала на основании распоряжения главы администрации Грязовецкого муниципального района №... от 13.05.2015 года. Данным распоряжением был утвержден состав межведомственной комиссии, в который вошли: начальник управления строительства, архитектуры, энергетики и ЖКХ администрации района – председатель комиссии; начальник отдела по имущественным отношениям Управления по имущественным и земельным отношениям района – заместитель председателя комиссии (по согласованию); главный специалист отдела жилищной политики управления строительства, архитектуры, энергетики и ЖКХ администрации района; ведущий специалист отдела природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации района; представитель управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области (по согласованию); начальник отдела надзорной деятельности по Грязовецкому и Междуреченскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области (по согласованию); начальник Грязовецкого филиала ГП ВО «Вологдатехинвентаризация» (по согласованию).
Судом установлено, что фактически в осмотре жилого помещения, в котором проживает «данные изъяты», принимали участие: Т. – начальник отдела по имущественным отношениям Управления по имущественным и земельным отношениям Грязовецкого района – заместитель председателя комиссии; Е. – главный специалист отдела жилищной политики управления строительства, архитектуры, энергетики и ЖКХ администрации района; С. – ведущий специалист отдела природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации района; И. – начальник отдела технической инвентаризации Грязовецкого филиала ГП ВО «Вологдатехинвентаризация». Наличие у членов межведомственной комиссии какого-либо специального образования, позволяющего устанавливать соответствие жилых помещений действующим нормам, представителями административного ответчика суду не представлено.
В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях – в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Жилое помещение должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них.
Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (пункты 10, 11, 12 Положения).
Актом обследования жилого помещения, расположенного по адресу: ..., проведенного межведомственной комиссией 15.05.2015 года, было установлено, что квартира расположена в ... жилом доме, фундамент – кирпичная лента, стены бревенчатые, кровля шиферная, централизованное водоснабжение, печное отопление. В акте также отмечено, что визуально деформации фундаментов, стен, несущих конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения не выявлено. Фундамент имеет отдельные трещины, сколы кирпичей. Бревенчатые стены дома обшиты, со стороны двора примерно 1/16 часть обшивки дома со стороны квартиры №... отсутствует и виден рубероид, на венцах без обшивки видно растрескивание древесины венцов и гниль, ... часть обшивки дома не окрашена, имеются трещины, местами видно отставание от стен. В квартире №... деревянный пол околочен ДВП, имеются прогибы и просадки покрытия, оконные заполнения в нижней части имеют гниль, осадка дверных полотен, печь имеет трещины, следы задымления, наблюдается выпучивание стенки печи, потеря эластичности электропроводки, в жилых помещениях видны следы протечек. В холодной пристройке наблюдаются сквозные щели, гниль нижней части досок.
В пунктах 2.1, 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 № 529, указано, что жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований.
К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся:
- каменные дома с физическим износом свыше 70%;
- деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.
Пунктами 3.2, 3.4 вышеуказанного Положения по оценке непригодности жилых домов предусмотрено, что подготовка акта о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания производится междуведомственными комиссиями. При необходимости в состав комиссии могут быть введены технические эксперты.
Комиссия обязана уточнить величину физического износа жилых зданий и их элементов на основании соответствующего нормативного документа, наличие дефектов планировки и благоустройства, других условий, дающих основание признавать жилые дома и жилые помещения непригодными для постоянного проживания.
В заключении межведомственной комиссии №... от 15.05.2015 года вывод о величине износа жилого помещения, расположенного по адресу: ..., и его конструктивных элементов, отсутствует.
При этом, согласно экспертному заключению №... от 28.08.2015 года, в ходе проведения экспертом исследования установлено, что процент физического износа жилого помещения, расположенного по адресу: ..., составляет 69%, что позволяет классифицировать его как ветхое. Основные несущие конструкции (фундаменты, стены, перекрытия) имеют многочисленные дефекты, физический износ варьируется от 60 до 85%, при котором техническое состояние несущих конструкций характеризуется как аварийное. Существующие повреждения несущих конструкций жилого дома свидетельствуют о непригодности конструкций к эксплуатации в связи со снижением до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций, что создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, суд считает установленным, что процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, поскольку при проведении обследования дома какое-либо оборудование или специальные замеры не проводились, осмотр проводился лишь визуально, физический износ жилого помещения не устанавливался, что свидетельствует о том, что данное обстоятельство, имеющее юридическое значение, комиссией не учитывалось.
Кроме того, межведомственной комиссией в нарушение пункта 43 Положения не привлекались в целях фактического обследования жилого помещения органы государственного надзора (контроля) для определения параметров микроклимата помещения, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара (с учетом потери эластичности изоляции проводов), санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 277 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Признать заключение межведомственной комиссии №... от 15.05.2015 года, назначенной распоряжением главы администрации Грязовецкого муниципального района №... от 13.05.2015 года, незаконным.
Обязать межведомственную комиссию, назначаемую распоряжением главы администрации Грязовецкого муниципального района, устранить допущенные нарушения путем повторного проведения оценки соответствия жилого помещения, расположенного по адресу: ..., требованиям, установленным действующим законодательством, и принятия соответствующего решения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                                                                          Скачедуб М.В.

Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2015 года.



Назад к содержимому