Спор в УФАС по Вологодской области - Юристы в Вологде. Консультации, иски, суды.

юристы
Вологда
Компания
Юридическая
Вологодская
Вологодская
Юридическая
Компания
СЕВЕРНЫЙ
КОНСАЛТИНГОВЫЙ
ЦЕНТР
т. (8172) 50-11-94
т. +7-900-558-58-22
Просто спросите у нас
Перейти к контенту
дела
По заявлению нашего клиента УФАС по Вологодской области выявило нарушения закона о конкуренции.
19.06.2015 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области завершено рассмотрение дела № 11-10АМЗ/15 по подготовленному юристами юридической компании «Северный консалтинговый центр» заявлению о нарушении антимонопольного законодательства Государственным предприятием Вологодской области «Областные электротеплосети». Решением антимонопольного органа заявление нашего клиента удовлетворено, ГП ВО «Областные электротеплосети» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в бездействии.

РЕШЕНИЕ № 11-10АМЗ/15


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Щепелин В.П. – заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии;

Члены Комиссии:

Лукова И.С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа,

Мухин А.С. - государственный инспектор отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа,

рассмотрев дело № 11-10АМЗ/15, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ГП ВО «Областные электротеплосети» (адрес: ул. Горького, д. 99 «б», г. Вологда, 160014), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем неисполнения предусмотренных договором № ТП-11/0745 от 20.07.2012 г. мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям производственного здания, расположенного по адресу: г.Вологда, ул. Маяковского, д.42, результатом которого  является ущемление интересов гражданина <…>,

УСТАНОВИЛА:


07.04.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступило заявление <…> (далее – заявитель) на действия ГП ВО «Областные электротеплосети» (далее - Предприятие), выразившиеся в неисполнении предусмотренных договором №  ТП-11/0745 от 20.07.2012 г. мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям производственного здания, расположенного по адресу: г.Вологда, ул. Маяковского, д.42.
В соответствии с приказом Управления № 228 от 06.05.2015 года возбуждено дело №11-10АМЗ/15 в отношении ГП ВО «Областные электротеплосети» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Исходя из содержания заявления следует, что между заявителем и Предприятием заключен договор № ТП-11/0745 от 20.07.2012 г. об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор).
Согласно пункта 2.2.2 Договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям производственного здания, расположенного по адресу: г.Вологда, ул. Маяковского, д.42 составляет 1 год со дня заключения настоящего договора.
Заявителем добросовестно производилась оплата 60 % стоимости услуги в размере 269 783 (двести шестьдесят девять тысяч семьсот восемьдесят три) рубля согласно п.4.1, 4.2 Договора.
В силу императивных норм права (п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила)) и условий Договора мероприятия по технологическому присоединению производственного здания заявителя к сетям ГП ВО «Областные электротеплосети» должны быть исполнены Предприятием не позднее 21.07.2013. На момент подачи заявления в Управление и на момент рассмотрения дела Комиссией (19.06.2015 года) мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные Договором со стороны ГП ВО «Областные электротеплосети» не выполнены.
На заседании Комиссии <…> поддержал заявленные требования.
Представители Предприятия на заседании Комиссии пояснили, что на дату возникновения у ГП ВО «Областные электротеплосети» обязательств по Договору, со стороны ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» каких-либо мероприятий по исполнению условий заключенного договора, выполнено не было. Со стороны ГП ВО «Областные электротеплосети» выполнены следующие мероприятия: заключены договору на разработку проектной документации на осуществление технологического присоединения объекта заявителя к сетям сетевой организации. Вместе с тем, в связи с истечением срока действия технических условий от 20.07.2014 (заявитель отказался подписывать новую редакцию технических условий), договор является недействующим и у Предприятия отсутствуют обязательства по выполнению Договора №ТП-11/0745.
Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Вологодского УФАС приходит к следующему.
В соответствии с части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующего положения на рынке.
Правоотношения в области электроэнергетики, как следует из пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), входят в сферу антимонопольного регулирования и контроля.
Частью 2 статьи 25 Закона об электроэнергетике установлено, что на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе, злоупотребления доминирующим и (или)исключительным положением на оптовом и розничных рынках.
Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются в числе прочих, действия субъектов оптового и розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках.
Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с Обзором состояния конкурентной среды на товарном рынке №36 от 06.05.2015 г., ГП ВО «Областные электротеплосети», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в г. Вологде в географических границах технологической инфраструктуры принадлежащих Предприятию сетей, составной частью которого  являются услуги по технологическому присоединению.
Статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
20.07.2012 года между <…> и ГЭП Вологдаоблкоммунэнерго» (с января 2013 г. в результате реорганизации ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» все права и обязанности по заключенным договорам технологического присоединения перешли к вновь созданному ГП ВО «Областные электротеплосети») был заключен договор № ТП-13/1511 на технологическое присоединение к электрическим сетям садового дома, расположенного по адресу: г.Вологда, СНТ «Весна», участок №168.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям урегулирован Правилами.
Согласно пп. б п. 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон, составляет 1 год.
Согласно п. 16.3 Правил в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:
заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
 Гражданин как заявитель соответствует критериям, указанным в п. 14 Правил.
Пункт 9, 10 Правил содержит исчерпывающий перечень документов и сведений, которые заявитель должен представить сетевой организации для осуществления технологического присоединения. Заявка, направленная <…> была принята, в результате чего был составлен договор № ТП-11/0745 от 20.07.2012 г. Таким образом, все необходимые сведения и информация для технологического присоединения у Предприятия имелись.
При таких обстоятельствах в силу императивных норм права (п.16 и п. 16.3 Правил) и условий Договора мероприятия по технологическому присоединению производственного здания к электрическим сетям ГП ВО «Областные электротеплосети», включая все необходимые согласования с третьими лицами должны быть исполнены не позднее 21.07.2013 г.
Материалами дела установлено, что в нарушении требований Правил Обществом не были исполнены в установленные сроки, предусмотренные Договором, мероприятия по технологическому присоединению садового дома заявителя.
Предприятием не представлено письменных доказательств, объективно препятствовавших ему своевременно осуществить технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения и условиями заключенного Договора при соблюдении баланса интересов заказчика (<…>) и сетевой организации.
Так, за период с 20.07.2012 г. по 21.07.2013 г. (сроки выполнения мероприятий, установленные Договором) Предприятием не было представлено документов, подтверждающих выполнение всех мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя. На заседание Комиссии ГП ВО «Областные электротеплосети» представило договор на выполнение проектных работ №13-00690/23-1, заключенный с ООО «Энергопроектмонтаж-3» 27.05.2013 г. (за 2 месяца до окончания сроков выполнения мероприятий). Согласование рабочего проекта завершилось 25.10.2013 г. (спустя более 3 месяцев с момента окончания сроков выполнения Договора). Далее, 01.09.2014 г. Предприятием был заключен договор подряда на выполнение работ по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя №14/00765 (спустя более одного года после окончания сроков выполнения мероприятий по договору и спустя 11 месяцев после согласования рабочего проекта).
В свою очередь, <…> неоднократно обращался в адрес Предприятия с претензиями о неисполнении сетевой организацией технических условий (претензия от 17.11.2013 г., 06.10.2014 г., 05.11.2014 г.).
В соответствии с пунктом 3 Правил, Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Таким образом, указанное выше бездействие Предприятия по исполнению Договора ущемляет права <…> на получение услуги по технологическому присоединению в установленные сроки.
Довод Предприятия о недействительности заключенного договора в связи с прекращением действия технических условий, подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 27 Правил, при невыполнении заявителем технических условий в согласованный срок и наличии на дату окончания срока их действия технической возможности технологического присоединения сетевая организация по обращению заявителя вправе продлить срок действия ранее выданных технических условий. При этом дополнительная плата не взимается.
При изменении условий технологического присоединения по окончании срока действия технических условий сетевая организация вправе выдать заявителю новые технические условия, учитывающие выполненные по ранее выданным техническим условиям мероприятия. В этом случае выдача новых технических условий не влечет за собой недействительность договора при условии согласования сроков выполнения сторонами мероприятий по технологическому присоединению.
В результате необходимости продления сроков технических условий, по обращению <…>, ГП ВО «Областные электротеплосети» направило в адрес заявителя новые технические условия. Заявитель отказался подписывать указанные технические условия, так как они изменяли точку присоединения. В технических условиях от 20.07.2012 г. точка присоединения –ТП-283, которая находиться в границах земельного участка заявителя. Однако, в новых технических условиях Предприятие будет выполнять мероприятия только до границ участка, что ухудшает положение гражданина и обязывает его произвести дополнительные затраты для осуществления своих мероприятий.
Условия технологического присоединения фактически не изменились, следовательно Предприятие обязано было продлить выдать новые технические условия без изменения обязательств, предусмотренных для заявителя.
Кроме того, согласно п.5.5 договора от 20.07.2015 г. все разногласия по заключенному договору (в том числе связанные с расторжением, прекращением и недействительностью договора) подлежат урегулированию путем устных и письменных переговоров сторон, а при недостижении согласия по спорному вопросу – в судебном порядке. Стороны не обращались в судебные инстанции по вопросу недействительности договора не обращались. Таким  образом, договор №ТП-11/0745 является действующим.
Доказательством признания Предприятием договора от 20.07.2012 г. действующим является следующее.
ГП ВО «Областные электротеплосети» продолжало исполнять заключенный договор даже после истечения сроков технических условий. Так, договор подряда №14/00765 с ООО «Энергопроектмонтаж-3» заключен 01.09.2014 г. (то есть после окончания действия для сторон технических условий).
Таким образом, фактические действия Предприятия направлены на исполнение договора, что говорит о его намерении действующие обязательства по договору.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статьи 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о злоупотреблении ГП ВО «Областные электротеплосети» доминирующим положением путем нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в бездействии Предприятия (несоблюдение требований Правил, касающихся срока исполнения мероприятий) при исполнении договора № ТП-11/0745 от 20.07.2012 г. по технологическому присоединению производственного здания, расположенного по адресу: г.Вологда, ул. Маяковского, д.42 к сетям Предприятия, результатом которого явилось ущемление интересов <…>
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:



1. Признать ГП ВО «Областные электротеплосети» (адрес: ул. Горького, д. 99 «б», г. Вологда, 160014, ИНН 3525292158, ОГРН 1133525000069) нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в бездействии, а именно в несоблюдении требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительством РФ № 861 от 27.12.2004 г. при исполнении договора № ТП-11/0745 от 20.07.2012 г. по технологическому присоединению производственного здания, расположенного по адресу: г.Вологда, ул. Маяковского, д.42 к сетям Предприятия, результатом которого явилось ущемление интересов <…>
2. Выдать ГП ВО «Областные электротеплосети» предписание о прекращении нарушения положения части 1 статьи 10 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


Председатель комиссии

  В.П. Щепелин

Члены комиссии:

  И.С. Лукова

  А.С. Мухин

ПРЕДПИСАНИЕ № 11-10АМЗ/15


26.06.2015 г.                                                                                    г. Вологда

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Щепелин В. П. – заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии.

Члены Комиссии:

Лукова И.С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа,

Мухин А.С. - государственный инспектор отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ, «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),  на основании своего решения от 19.06.2015 г., изготовленного в полном объеме 26.06.2015 г. по делу №11-10АМЗ/15 о нарушении ГП ВО «Областные электротеплосети» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,


ПРЕДПИСЫВАЕТ:


1. ГП ВО «Областные электротеплосети» в срок до 01 сентября 2015 года прекратить нарушение положения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям производственного здания, расположенного по адресу: г.Вологда, ул. Маяковского, д.42 в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г., а также в соответствии с договором № ТП-11/0745 от 20.07.2012 г.

О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель комиссии                                                     В.П. Щепелин

Члены комиссии:                                                                И.С. Лукова

                                                                                           А.С. Мухин

Назад к содержимому