Перерасчет пенсии через суд. - Юристы в Вологде.

ВОЛОГОДСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ
СЕВЕРНЫЙ КОНСАЛТИНГОВЫЙ ЦЕНТР
Юридические консультации
и представительство в судах
Юридические консультации
и представительство в судах
Просто спросите у нас
(8172) 50-11-94
+7-900-558-58-22
СЕВЕРНЫЙ КОНСАЛТИНГОВЫЙ ЦЕНТР
ВОЛОГОДСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ
Спросите у нас (8172) 50-11-94
Юристы Вологда
Просто спросите у нас: тел. (8172) 50-11-94; +7-900-558-58-22
Юристы Вологда
Просто спросите у нас: тел. (8172) 50-11-94; +7-900-558-58-22
Юристы Вологда
Просто спросите у нас: тел. (8172) 50-11-94; +7-900-558-58-22
Перейти к контенту
- (8172) 50-11-94; +7-900-558-58-22 -
- ПРОСТО СПРОСИТЕ У НАС -
- (8172) 50-11-94; +7-900-558-58-22 -
- ПРОСТО СПРОСИТЕ У НАС -
- (8172) 50-11-94; +7-900-558-58-22 -
- ПРОСТО СПРОСИТЕ У НАС -
Перерасчет пенсии через суд. Включение в стаж службы в Советской Армии.
01.10.2020 Вологодским городским судом (судья Лебедева Наталья Николаевна) по делу № 2-6908/2020 удовлетворено исковое заявление нашего доверителя к пенсионному фонду о включении в стаж периода службы в рядах Советской Армии на территории Эстонской ССР.
Дело № 2-6908/2020
УИД 35RS0010-01-2020-012740-17

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

г. Вологда
1 октября 2020 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе
председательствующего судьи Лебедевой Н.Н.,
при секретаре Которобай М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чубина О. В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области о признании решения недействительным, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж и произвести перерасчет пенсии,

установил:

   Чубин О.В. обратился в суд с исковым заявлением, мотивируя тем, что решением Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (далее - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области) № от 15.06.2020 ему отказано во включении в страховой стаж периода прохождения военной службы по призыву в Советской Армии с 27.11.1988 по 19.11.1900 и в перерасчете размера страховой пенсии по причине призыва на военную службу в ряды Советской Армии Морским военным комиссариатом г. Таллина Эстонской ССР, то есть за пределами РСФСР и отсутствии сведений о дисклокации войсковой части, где он проходил военную службу.
  Оспаривая правомерность принятого ответчиком решения, истец Чубин О.В. просит суд признать недействительным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области № от 15.06.2020 в части отказа во включении в страховой (общий трудовой) стаж периода прохождения военной службы по призыву в Советской Армии с 27.11.1988 по 19.11.1990 и перерасчета размера страховой пенсии, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», возложить на ответчика обязанность включить в страховой (общий трудовой) стаж истца период прохождения военной службы по призыву в Советской Армии с 27.11.1988 по 19.11.1990 и произвести перерасчет размера страховой пенсии, предусмотренный пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 08.06.2020.
  В судебное заседание истец Чубин О.В. не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, действует через представителя.
  Представитель истца, действующий на основании доверенности, Барболин О.В. в судебном заседании исковые требования уточнил, просил произвести перерасчет пенсии с 01.07.2020.
  Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области, действующая на основании доверенности, Котова Л.Н. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости, а также в возражениях на исковое заявление.
  Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
  Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 2 и 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный федеральный закон. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
14 июля 2011 г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее также - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 г. N 1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 г. (временно применялся с 16 октября 2011 г.).
Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).
Данный Договор применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора (статья 3 Договора).
При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР (пункт 1 статьи 5 Договора).
Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Под пенсионным стажем понимаются: в Российской Федерации - период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации; в Эстонской Республике - период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров (подпункт 4 пункта 1 статьи 1 Договора).
Таким образом, названный международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на пропорциональном принципе: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.
  Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области № от 15.06.2020 Чубину О.В. отказано в перерасчете размера страховой пенсии предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку оснований для включения в страховой (общий трудовой) стаж периода прохождения военной службы с 27.11.1988 по 19.11.1990 не имеется, по причине того, что по сведениям Военного комиссариата города Мурманск Мурманской области заявитель был призван на военную службу Морским военным комиссариатом г. Таллина, информацией о дислокации войсковых частей, в которых заявитель проходил военную службу Военный комиссариат не располагает. Таким образом, документальное прохождение военной службы по призыву на территории Российской Федерации отсутствует.
  Согласно справке военного комиссариата города Мурманск Мурманской области № от 12.05.2020 сержант в отставке Чубин О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в том, что он проходил военную службу по призыву в рядах Вооруженных Сил на должностях рядового и сержантского состава с 27.11.1988 по 19.11.1990.
  В соответствии с письмом № от 13.05.2020 дислокацией военных частей военный комиссариат не располагает, однако, поскольку истец не является участником боевых действий и иных локальных конфликтов дисклокация воинской части не нужна.
  Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
  В силу части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
7 октября 1977 г. Верховным Советом СССР была принята Конституция СССР, в статье 63 которой устанавливалось, что воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность советских граждан.
В статье 70 Конституции СССР от 7 октября 1977 г. провозглашалось, что Союз Советских Социалистических Республик есть единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. В Союзе Советских Социалистических Республик объединялись 15 союзных республик, в том числе Эстонская Советская Социалистическая Республика (статья 71).
Территория СССР была едина и включала территории союзных республик. Суверенитет СССР распространялся на всю его территорию (статья 75 Конституции СССР от 7 октября 1977 г.).

Прохождение военной службы гражданами СССР в спорный период (с 27.11.1988 по 19.11.1990) регулировалось Законом СССР от 12 октября 1967 г. № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности».
Статьями 3, 5 и 8 Закона СССР от 12 октября 1967 г. № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» предусматривалось, что все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны были проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР. Воинская обязанность состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходившие действительную военную службу в пределах сроков, установленных данным законом, считались состоящими на действительной срочной военной службе.
В статье 73 Закона СССР от 12 октября 1967 г. № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.
Пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.
Согласно абзацу четырнадцатому пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Из изложенного следует, что гражданин СССР, проходивший действительную срочную военную службу по призыву в составе Вооруженных Сил СССР, выполнял возложенную на него Конституцией СССР обязанность советского гражданина. Период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежал включению в трудовой стаж гражданина независимо от места призыва его на военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР и места прохождения им военной службы.
Прохождение службы в рядах Вооруженных Сил СССР гражданином Союза ССР - государства, имевшего единую территорию, включавшую территории союзных республик, засчитывалось в трудовой стаж гражданина независимо от того, на территории какой союзной республики гражданин Союза ССР проходил военную службу.
Учитывая, что нормативные положения Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г. предусматривают применение норм национального законодательства при назначении пенсии в соответствии с нормами данного договора лицам, проживающим на территориях Российской Федерации и Эстонской Республики, а также правовую позицию Верховного Суда РФ, изложенную в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2020 N 16-КГ19-34, суд приходит к выводу о наличии оснований для включения периода прохождения военной службы по призыву в Советской Армии с 27.11.1988 по 19.11.1990 в страховой и общий трудовой стаж Чубина О.В.
Из материалов дела следует, что истец является получателем страховой пенсии с 20.07.2019.
В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
Включение судом в общий трудовой и страховой стаж истца периода прохождения военной службы по призыву в Советской Армии с 27.11.1988 по 19.11.1990 дает ему право на перерасчет страховой пенсии с 01.07.2020.
На основании вышеизложенного, измененные исковые требования Чубина О.В. подлежат удовлетворению.
  Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области № от 15.06.2020 об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости незаконными и не порождающими правовых последствий.

Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области обязанность включить в общий трудовой и страховой стаж Чубина О. В. период прохождения военной службы по призыву в Советской Армии с 27.11.1988 по 19.11.1990.

Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области обязанность с учетом включения прохождения военной службы по призыву в Советской Армии с 27.11.1988 по 19.11.1990 в общий трудовой и страховой стаж Чубина О. В. произвести перерасчет страховой пенсии с 01.07.2020.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

       Судья
Н.Н. Лебедева

Мотивированное решение изготовлено 08.10.2020.

БАРБОЛИН
& ЧИСТОВ
(8172) 50-11-94
+7-900-558-58-22
Юридические услуги в Вологде и области
Назад к содержимому