Пенсия плавсостава судов.
20.07.2021 Вологодским городским судом (судья Губина Елена Леонидовна) по делу № 2-2579/2021 удовлетворено в части исковое заявление нашего доверителя о признании незаконным и не порождающим правовых последствий в части решения пенсионного фонда об отказе в зачете в специальный стаж периодов работы по должностям плавсостава речного флота.
Дело № 2-2579/2021
УИД 35RS0010-01-2021-002470-94
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда
«20» июля 2021 г.
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Губиной Е.Л.,
при секретаре Ботвине А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дьякова А. В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области (межрайонное) об оспаривании решения, включении периодов обучения, работы, службы в армии, назначении страховой пенсии по старости,
установил:
Истец обратился в суд с иском, мотивируя требования тем, что решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области (межрайонное) № от 27.05.2020 ему отказано в установлении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Данный отказ считает необоснованным, поскольку в его специальный стаж не были засчитаны периоды работы с 16.04.1981 по 16.11.1981 в качестве моториста-рулевого на т/х «К.Ершов» в ФИО1 период работы с 23.04.1982 по 18.10.1982 в качестве 2 штурмана – 2 помощника механика, рулевого моториста на т/х «Железногорск», т/х «Цильма»; период работы с 13.01.1986 по 24.02.1992 в качестве штурмана – 2 помощника механика, 1 штурмана – 1 помощника механика, сменного капитана сменного механика на т/х «Цильма», т/х «Арагва», т/х «Кодема», т/х ФИО3 в льготном исчислении как навигационные периоды 1981, 1982, 1986, 1987, 1988, 1990, 1991 года, то есть за 8 лет работы, а также периоды службы в Советской Армии с 23.10.1982 по 12.11.1985 и обучения в ФИО2 с 01.09.1978 по 01.04.1982 в календарном исчислении, и установить страховую пенсию по старости в соответствии с пунктами 2 и 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты определения права, то есть 15.05.2020.
С учетом увеличения исковых требований, просил признать решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области (межрайонное) № от 27.05.2020 не законным и не порождающим правовых последствий в части отказа во включении в специальный стаж Дьякова А. В. периода обучения в ФИО2 с 01.09.1978 по 31.12.1980 в календарном исчислении; периода работы в должности «моториста-рулевого» на т/х «Капитан «Ершов» в льготном исчислении как за год период 1981 года, то есть с 01.01.1981 по 31.12.1981; периода обучения в ФИО2 с 01.01.1982 по 16.04.1982 в календарном исчислении; периода работы в должностях «2 штурмана – 2 помощника механика», «рулевого-моториста» на т/х «Железногорск» и «Цильма» с 23.04.1982 по 18.10.1982 в календарном исчислении; периода службы в рядах Советской Армии с 23.10.1982 по 12.11.1985 в календарном исчислении; периода работы с 13.01.1986 по 24.02.1992 в качестве штурмана – 2 помощника механика», «1 штурмана – 1 помощника механика» на т/х «Цильма», т/х «Арагва», т/х «Кодема», т/х «Шексна» ФИО3 в льготном исчислении как за год периоды 1986, 1987, 1988, 1989, 1990, 1991 года и в календарном исчислении с 01.01.1992 по 24.02.1992, а также в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты определении права, с 15.05.2020 года; возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области (межрайонное) включить в специальный стаж Дьякова А. В. период обучения в ФИО2 с 01.09.1978 по 31.12.1980 в календарном исчислении; период работы в должности «моториста-рулевого» на т/х «Капитан «Ершов» в льготном исчислении как за год период 1981 года, то есть с 01.01.1981 по 31.12.1981; период обучения в ФИО2 с 01.01.1982 по 16.04.1982 в календарном исчислении; период работы в должностях «2 штурмана – 2 помощника механика», «рулевого-моториста» на т/х «Железногорск» и «Цильма» с 23.04.1982 по 18.10.1982 в календарном исчислении; период службы в рядах Советской Армии с 23.10.1982 по 12.11.1985 в календарном исчислении; период работы с 13.01.1986 по 24.02.1992 в качестве штурмана – 2 помощника механика», «1 штурмана – 1 помощника механика» на т/х «Цильма», т/х «Арагва», т/х «Кодема», т/х «Шексна» ФИО3 в льготном исчислении как за год периоды 1986, 1987, 1988, 1989, 1990, 1991 года и в календарном исчислении с 01.01.1992 по 24.02.1992 и установить страховую пенсию по старости с 15.05.2020 года.
В судебном заседании истец Дьяков А.В. и его представитель по доверенности БарбО. О.В. увеличенные исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области (межрайонное) по доверенности Котова Л.Н. с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениям к нему, просила отказать в их удовлетворении.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований АО «Северное речное пароходство» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом.
Суд, заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области (межрайонное) № от 27.05.2020 Дьякову А. В. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, поскольку отсутствует требуемый специальный стаж – не менее 7 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда.
По состоянию на 15.05.2020 года страховой стаж составил 35 лет 5 месяцев 16 дней, специальный стаж отсутствует.
Указанным решением в специальный стаж истца не засчитаны периоды работы с 16.04.1981 по 16.11.1981 в качестве моториста-рулевого на т/х «К.Ершов» ФИО1, с 23.04.1982 по 18.10.1982 в качестве «2 штурмана – 2 помощника механика», «рулевого-моториста» на т/х «Железногорск» и «Цильма», с 13.01.1986 по 24.02.1992 в качестве штурмана – 2 помощника механика», «1 штурмана – 1 помощника механика» на т/х «Цильма», т/х «Арагва», т/х «Кодема», т/х «Шексна» ФИО3, поскольку должности в которых работал Дьяков А.В. в Списке № 2, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 не значатся, суда, на которых работал истец не относятся к судам портовым, служебно-вспомогательным, постоянно работающим на акватории порта.
Также в специальный стаж истца не включены периоды службы в армии с 23.10.1982 по 12.11.1985, периоды обучения в ФИО2 с 01.09.1987 по 31.12.1980, а также с 01.01.1982 по 16.04.1982, поскольку работа по Списку № 2 и обучение не предшествовали данным периодам и не следовали за окончанием этого периода.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (пункт 2);
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет (пункт 9).
В разделе XXX «Транспорт» Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, предусмотрены кочегары и старшие кочегары судов, работающие на жидком топливе, механики и их помощники, машинисты, старшие машинисты, мотористы, старшие мотористы, электромеханики и их помощники.
В разделе XXVIII «Транспорт» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённого Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, указаны машинная команда судов служебно вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно - разъездных, пригородных и внутригородского сообщения): кочегары судов, работающих на жидком топливе, машинисты всех наименований, мотористы всех наименований, механики и их помощники, главные и старшие механики, электромеханики и их помощники, электромеханики старшие
Согласно пункту 7 Разъяснения от 02 апреля 1976 года № 5/8 «О порядке применения утверждённых постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», пенсии на льготных условиях по совмещаемым работам, профессиям и должностям рабочим и служащим, занятым в производствах, цехах, в профессиях и должностях, предусмотренных в списках № 1 и № 2, следует назначать: а) по списку № 2 - если выполняемые совмещаемые работы, профессии и должности предусмотрены в списке № 1 и в списке № 2; б) на общих основаниях - если одна из выполняемых совмещаемых работ, профессий и должностей предусмотрена в списке № 1 или в списке № 2, а другая не предусмотрена списками.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года, утверждённом постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 ноября 2007 года, плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, приём готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.
В соответствии со статьёй 26 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна. К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи. Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам.
Пунктами 11, 12 Устава службы на судах Министерства речного флота РСФСР, утвержденного Приказом Министерства речного флота РСФСР от 30.03.1982 № 30, введенного в действие с 01.03.1983, определено, что экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и лиц рядового состава; к командному составу относятся: капитан, первый помощник капитана, штурманы (помощники капитана), помощники командира, помощник шкипера, механик и его помощники (второй, третий, четвертый механики), электромеханик (помощник механика по электрооборудованию) и его помощники, начальник радиостанции, а также лица, совмещающие указанные должности; к рядовому составу относятся: старший рулевой, рулевой, матрос и т.д.
Согласно пункту 9 Указания Минсоцзащиты Российской Федерации от 20 апреля 1992 года N№ 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР2 в стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (пункт «и» статьи 12 Закона от 27 ноября 1991 года) и за выслугу лет (статья 78.1 Закона от 06 февраля 1992 года) засчитывается время работы в составе членов экипажей судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, занятых на перевозках грузов, пассажиров, добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приёме готовой продукции на промысле и других работах.
Кроме того, в этот стаж засчитываются отдельные периоды, непосредственно предшествовавшие или следовавшие за этими работами.
К периодам работы, следующим за окончанием рейса, относятся: стоянки в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсовое техническое обслуживание или ремонт, а также периоды нахождения членов экипажей по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребёнком до достижения им установленного законодательством возраста, периоды временной нетрудоспособности, командировки и другие случаи, когда не требуется приказа о переводе на другую работу (т.е. не изменяющие характера и условий труда).
К периодам, предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания, относятся: оплачиваемый резерв, ремонт и т.п. периоды, когда член экипажа судна используется по своей специальности и по завершении работ направляется в составе экипажа судна для выполнения рейсового задания.
В стаж не включаются периоды работы в составе ремонтных, подменных экипажей (команд), основной задачей которых является только выполнение ремонтных работ (т.е. члены экипажей, команд по завершении ремонтных работ не зачисляются в экипаж судна для выполнения планового задания, а направляются на другие ремонтируемые суда).
Исчисление стажа на соответствующих видах работ регулируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.
Согласно пункту 5 Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 13 Правил периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчётом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.
Навигация - это период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. Продолжительность навигационного периода определяется в зависимости от климатических условий отдельных регионов страны, позволяющих осуществлять судоходные работы на водном транспорте.
Правовое определение понятия «полный навигационный период» в законодательстве Российской Федерации отсутствует.
Вместе с тем, как следует из разъяснения ЦК Профсоюза работников водного транспорта РФ № 3.11/608 от 29 декабря 2003 года, понятие «период работы в течение полного навигационного периода» в целях досрочного назначения трудовой пенсии по старости означает период работы конкретного лица в качестве работника плавсостава между датой его зачисления в состав экипажа судна накануне его ввода в эксплуатацию и временем вывода судна из эксплуатации связанного с окончанием навигационного периода. Факт ввода судна в эксплуатацию подтверждается приказом судовладельца в соответствии с очерёдностью утверждённого графика ввода судов в эксплуатацию. Также под «периодом работы в течение полного навигационного периода» следует понимать работу в качестве плавсостава в течение не менее 80 процентов продолжительности навигационного периода, установленного ГБУПиС (по аналогии понятия полного рабочего дня, установленного разъяснением Минтруда России от 22 мая 1996 года № 5).
Пунктом 5.2 Отраслевого соглашения по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2016 - 2019 годы, утверждённым Профсоюзом работников водного транспорта РФ, Росморречфлотом 01 июля 2016 года, предусмотрено, что под работой в течение полного навигационного периода понимается выполнение работы в качестве плавсостава в течение не менее 180 календарных дней при эксплуатации судов в условиях неограниченного периода навигации и не менее 80 процентов официальной продолжительности навигационного периода, определённого в установленном порядке на отдельных участках соответствующих бассейнов, при эксплуатации судов в условиях ограниченного периода навигации.
Таким образом, право работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» оценивается по следующим факторам (критериям): подтверждение постоянной занятости застрахованного лица в качестве плавающего состава судна и занятость на работах в плавсоставе судна, которое не относится к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения. Кроме того, при исчислении специального стажа необходимо подтверждение выполнения работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте.
Как следует из трудовой книжки №, Дьяков А.В. в период с 16.04.1981 по 16.11.1981 года проходил плавательскую практику мотористов-рулевых на т/х «Капитан «Ершов» в ФИО1
С 01.09.1978 по 01.04.1982 проходил обучение в ФИО2 по специальности № «Судовождение ну внутренних водных путях».
23.04.1982 принят на работу в ФИО3 2 штурманом-2 механиком Бт «Железногорск», 26.04.1982 переведен рулевым мотористом Бт «Железногорск», 07.09.1982 переведен 2 штурманом – 2 помощником механика Бт «Цильма», 18.10.1982 уволен в ряды Советской Армии.
С 30.10.1982 по 30.11.1985 служба в рядах Советской Армии.
13.01.1986 принят на работу в ФИО3 2 штурманом – 2 помощником механика Бт «Цильма», 14.04.1986 переведен 1 штурманом – 1 помощником механика т/х «Цильма», 30.04.1987 переведен 1 штурманом – 1 помощником механика т/х «Арагва», 17.04.1988 переведен сменным капитаном – сменным механиком т/х Кодема, 17.04.1989 переведен сменным капитаном – сменным механиком т/х «Шексна», 24.02.1992 уволен.
В соответствии со справкой АО «Северное речное пароходство» № от 03.07.2020 года, т/х «Капитан «Ершов», на котором Дьяков А.В. проходил плавательную практику в навигацию 1981 года было зарегистрировано Государственной речной Судоходной инспекцией Северного бассейна в г. Архангельске и находилось на хозтехобслуживании ФИО1, который являлся структурным подразделением Северного речного пароходства и имел право самостоятельного приема, увольнения и перемещения работников. Судно т/х «Капитан «Ершов» - буксирное не относилось к судам портовым постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения. Должность моториста-рулевого относится к должностям плавсостава.
Согласно архивной справке филиала МКАУ «Великоустюгский центральный архив от 05.02.2020 № в архивном фонде ФИО1 в приказах директора завода и судовых журналах за 1981 год значится Дьяков А.В., с 16.04.1981 (приказ № п/с от 22.04.1981 о приеме на работу) по 16.11.1981 года (приказ № п/с от 24.11.1981 года об увольнении с работы, в связи с продолжением учебы в ВУРУ) – моторист-рулевой т/х «К. «Ершов», производственная практика с окладом 132 рубля.
В соответствии со справкой ФБУ «Администрация «Севводпуть» № от 02.06.2021 года в 1981 году открытие навигации 11.05.1981 (пр. 48 от 05.06.1981), закрытие навигации 06.11.1981 года (пр. 110 от 03.12.2021).
Поскольку истцом полностью отработан навигационный период 1981 года период в должности моториста-рулевого т/х «К.Ершов» с 16.04.1981 по 16.11.1981 подлежит зачету в льготном исчислении за 1 год работы, как отработавшего полную навигацию.
Согласно справки уточняющей особый характер или условия труда необходимые для начисления льготной пенсии Обособленного подразделения «СРП-поморье» АО «Северное речное пароходство» № от 06.03.2020 года, Дьяков А.В. постоянно полный рабочий день работал в ФИО3 с 23.04.1982 по 18.10.1982 и с 13.01.1986 по 24.02.1992 года. В период работы истца с 24.04.1982 по 24.08.1982 (Железногорск) – период навигации 06.05.1982 по 01.11.1982; с 16.04.1986 по 27.10.1986 (Цильма) – период навигации 03.05.1986 по 01.11.1986; с 01.05.1987 по 31.10.1987 (Арагва) – период навигации 09.05.1987 по 29.10.1987; с 23.04.1988 по 14.09.1988 (Кодема) – период навигации с 07.05.1988 по 28.10.1988; с 17.04.1989 по 24.10.1989 (Шексна) – период навигации 02.05.1989 по 28.10.1989; с 12.04.1990 по 31.10.1990 (Шексна) – период навигации с 26.04.1990 по 23.10.1990; с 24.04.1991 по 26.04.1991 (Шексна) – период навигации с 25.04.1991 по 31.10.1991. В периоды с 01.11.1990 по 30.11.1990, с 28.10.1991 по 26.11.1991 Дьякову А.В. предоставлялись оплачиваемые отпуска и с 01.12.1990 по 31.12.1990, с 01.01.1991 по 22.03.1991, с 27.11.1991 по 31.12.1992, с 01.01.1992 по 24.02.1992 – оплачиваемые отгулы.
Учитывая установленные судом обстоятельства, принимая во внимание сведения о датах открытия и закрытия навигации, имеющиеся в материалах дела, суд пришёл к выводу о том, что в специальный стаж Дьякова А.В. подлежат включению в льготном исчислении как отработанная полная навигация за один год работы периоды работы с 16.04.1981 по 16.11.1981 в должности моториста-рулевого т/х «К.Ершов»; с 01.05.1987 по 31.10.1987 на т/х «Арагва»; с 12.04.1990 по 31.10.1990 года на т/х «Шексна», так как документально подтверждена работа в штате экипажа судна, что данные суда относятся к судам, работа на которых даёт плавсоставу право на льготное пенсионное обеспечение, навигационный период отработан полностью.
Периоды работы с 24.04.1982 по 24.08.1982, с 07.09.1982 по 30.09.1982 в качестве 2 штурмана – 2 помощника механика, рулевого моториста на т/х «Железногорск», т/х «Цильма», с 16.04.1986 по 27.10.1986, с 23.04.1988 по 14.09.1988, с 17.04.1989 по 24.10.1989, с 24.04.1991 по 26.04.1991, с 01.05.1991по 08.10.1991 в качестве 2 штурмана – 2 помощника, 1 штурмана -1 помощника, сменного капитана – сменного механика на т/х Цильма, т/х Кодема, т/х Шексна в ФИО3 подлежат включению в специальный стаж истца в календарном исчислении по фактически отработанному времени, так как истцом в указанные периоды работы не отработана полная навигация.
Период прохождения истцом срочной военной службы в армии с 23.10.1982 по 12.11.1985 не подлежит включению в специальный стаж ввиду следующего.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590 служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.
Согласно абзацу четырнадцатому пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Из анализа приведенных норм права следует, что период службы истца в Вооруженных Силах СССР мог быть включен в специальный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с тяжелыми условиями труда лишь в том случае, если указанная работа признавалась работой с тяжелыми условиями труда Списком №2 от 22 августа 1956 года, то есть во время выполнения истцом такой работы.
Как следует из материалов дела, в период с 23.10.1982 года по12.11.1985 года Дьяков А.В. проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах СССР.
Период работы, который предшествовал службе с 07.09.1982 по 30.09.1982 и следующий за службой с 16.04.1986 по 27.10.1986 не связаны с работой в тяжелых условиях труда и не могут быть засчитанными в льготный стаж, следовательно, оснований для зачета службы в Вооруженных Силах СССР в специальный стаж Дьякова А.В. не имеется.
Подпунктом «з» пункта 109 Положения в общий стаж работы засчитывается обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации, при этом при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Как следует из материалов дела, Дьяков А.В. с 01.09.1978г. по 01.04.1982г. проходил обучение в ФИО2. За указанным периодом обучения следовал период работы с 16.04.1981г. по 16.11.1981 в качестве рулевого моториста на т/х «К.Ершов», который включен в специальный стаж истца в льготном исчислении, таким образом, в специальный стаж истца в льготном исчислении подлежит включению период обучения в ФИО2 с 01.09.1978 по 31.08.1979 пропорционально отработанному времени.
Поскольку периоды отгулов и оплачиваемых отпусков в 1991, 1992 годах следовали за работой в плавсоставе судов речного флота, периоды оплачиваемых отпусков с 01.01.1991 по 22.03.1991, с 28.10.1991 по 26.11.1991, с 27.11.1991 по 31.12.1992, с 01.01.1992 по 24.02.1992 подлежат включению в специальный стаж истца в календарном исчислении.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Принимая во внимание, что истец обратился за назначением пенсии 15.05.2020 года, с учетом включенных спорных периодов работы его требуемый специальный стаж составляет менее требуемой продолжительности, оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, ФЗ «О страховых пенсиях», суд
решил:
Признать в части недействительным и не порождающим правовых последствий решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Вологде Вологодской области (межрайонное) № от 27.05.2020 года.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Вологде Вологодской области (межрайонное) зачесть Дьякову А. В. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с 16.04.1981 по 16.11.1981 в должности моториста-рулевого т/х «К.Ершов» по п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях»; с 01.05.1987 по 31.10.1987 на т/х «Арагва»; с 12.04.1990 по 31.10.1990 года на т/х «Шексна» в льготном исчислении за 1 год работы, как отработавшего полную навигацию по п.9 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», период обучения в ФИО2 с 01.09.1978 по 31.08.1979 пропорционально.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Вологде Вологодской области (межрайонное) зачесть Дьякову А. В. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с 24.04.1982 по 24.08.1982, с 07.09.1982 по 30.09.1982 в качестве 2 штурмана – 2 помощника механика, рулевого моториста на т/х «Железногорск», т/х «Цильма», с 16.04.1986 по 27.10.1986, с 23.04.1988 по 14.09.1988, с 17.04.1989 по 24.10.1989, с 24.04.1991 по 26.04.1991, с 01.05.1991по 08.10.1991 в качестве 2 штурмана – 2 помощника, 1 штурмана -1 помощника, сменного капитана – сменного механика на т/х Цильма, т/х Кодема, т/х Шексна в ФИО3 в календарном исчислении по фактически отработанному времени, периоды отгулов и оплачиваемых отпусков с 01.01.1991 по 22.03.1991, с 28.10.1991 по 26.11.1991, с 27.11.1991 по 31.12.1992, с 01.01.1992 по 24.02.1992 в календарном исчислении по п.9 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья
Е.Л. Губина
Мотивированное решение изготовлено 27.07.2021 года.
Заголовок: Пенсия плавсостава судов.
Описание: Назначение пенсии машинному и палубному составу судов, зачет стажа в календарном исчислении по фактически отработанному времени и в льготном по периодам навигации.
Ключевые слова: пенсия, стаж, плавсостав, судно, флот, речной, машинный, палубный, навигация, штурман, капитан, механик, рулевой, моторист