Зачет стажа из Туркменистана - Юристы в Вологде.

Вологодская юридическая компания
БАРБОЛИН
& ЧИСТОВ
Юридические консультации
и представительство в судах
СЕВЕРНЫЙ КОНСАЛТИНГОВЫЙ ЦЕНТР
Вологодская юридическая компания
Юридические консультации
и представительство в судах
Юристы Вологда
Просто спросите у нас: тел. (8172) 50-11-94; +7-900-558-58-22
Юристы Вологда
Просто спросите у нас: тел. (8172) 50-11-94; +7-900-558-58-22
Перейти к контенту
- (8172) 50-11-94; +7-900-558-58-22 -
- ПРОСТО СПРОСИТЕ У НАС -
- (8172) 50-11-94; +7-900-558-58-22 -
- ПРОСТО СПРОСИТЕ У НАС -
Зачет стажа из Туркменистана
05.05.2021 Вологодским городским судом (судья Лебедева Наталья Николаевна) по делу № 2-4304/2021 удовлетворено исковое заявление нашего доверителя к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области (межрайонное) о зачете в страховой стаж периодов трудовой деятельности которые имели место на территории Республики Туркментистан.
Дело № 2-4304/2021
УИД 35RS0010-01-2021-005762-15

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

город Вологда
5 мая 2021 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Лебедевой Н.Н.,
при секретаре Которобай М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Липилина П. В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области (межрайонное) о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, произвести перерасчет пенсии,

УСТАНОВИЛ:

   Липилин П.В. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области (межрайонное) (далее – ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Вологда ВО (межрайонное), Пенсионный фонд) в обосновании исковых требований указав, что является получателем страховой пенсии по инвалидности. При установлении пенсии в страховой стаж истца не включены периоды работы с 16.02.1993 по 25.05.1998 в <данные изъяты> в качестве мастера, с 07.12.1984 по 18.01.1993 в <данные изъяты> в качестве радиомеханика. Согласно ответу Пенсионного фонда от 08.02.2021, для включения спорных периодов, Пенсионным фондом были направлены соответствующие запросы в Министерство социального обеспечения Республики Туркменистан, после поступления ответов, размер пенсии будет пересмотрен.
   Истец, ссылаясь на нарушение прав на пенсионное обеспечение, указывая на длительность отсутствия ответов на запросы Пенсионного фонда, просит суд возложить на ГУ-Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Вологде ВО (межрайонное) обязанность включить в страховой стаж истца периоды работы в <данные изъяты> с 16.02.1993 по 25.05.1998 в должности мастера, с 07.12.1984 по 18.01.1993 в <данные изъяты> в должности радиомеханика, произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 27.11.2019. Взыскать с ГУ-Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Вологде ВО (межрайонное) в свою пользу расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей, расходы на оплату услуг переводчика в размере 2 000 рублей, расходы на оплату услуг нотариуса в размере 500 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
   В судебном заседании истец Липилин П.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
В судебном заседании представитель истца, действующий на основании доверенности, Барболин О.В., исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика, действующая на основании доверенности, Бабкина А.В. с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что без официального ответа из компетентного органа Пенсионный фонд не вправе засчитывать спорные периоды в страховой стаж истца. После поступления официального ответа, истцу будет произведен перерасчет пенсии.
Суд, заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела и оценив собранные по нему доказательства, приходит к следующему.
Установлено и следует из материалов дела, что Липилин П.В. с 27.11.2019 является получателем страховой пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии со статьей № Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400 "О страховых пенсиях".
Пенсионным фондом Липилину П.В. отказано во включении в страховой стаж периодов работы с 16.02.1993 по 25.05.1998 в <данные изъяты> в качестве мастера, с 07.12.1984 по 18.01.1993 в <данные изъяты> с качестве радиомеханика по причине отсутствия ответов на запросы Пенсионного фонда из Министерства социального обеспечения Республики Туркменистан, направленных для подтверждения стажа вышеуказанных периодов работы истца.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ).
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. между государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе между в том числе Российской Федерацией и Туркменистаном, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
В силу статьи 11 Соглашения от 13 марта 1992 года необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила N 1015).
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Правление Пенсионного фонда Российской Федерации распоряжением от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" признает возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, периодов работы на территории государств - участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13 марта 1992 г., но и после этой даты - до 1 января 2002 г.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения.
Анализ пенсионного законодательства позволяет сделать вывод о том, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Согласно трудовой книжке истца № Липилин П.В. 07.12.1984 принят на работу в <данные изъяты> на должность радиомеханика. 18.01.1993 уволен по собственному желанию. 16.02.1993 принят в <данные изъяты> на должность мастера. 25.05.1993 уволен по собственному желанию.
Из архивной справки от 31.08.2021 №, выданной заместителем Министра сельского хозяйства и охраны окружающей среды Туркменистана, заведующим Центральным архивом Министерства сельского хозяйства и охраны окружающей среды Туркменистана, заверенной печатью, следует, что Липилин П.В. с 07.12.1984 по 18.01.1993 работал в <данные изъяты> в должности радиомеханика приемно-передающей аппаратуры 4 разряда. С 01.01.1988 истцу установлен 5 разряд радиомеханика.
Факт выполнения истцом трудовой деятельности в <данные изъяты> в качестве радиомеханика подтверждаются представленными в материалы дела копиями приказов (л.д. 33-38).
На основании приказа <данные изъяты> № от 15.02.1993 истец принят на работу в <данные изъяты> с 16.02.1993 на должность мастера прядильного цеха (л.д. 53). На основании приказа № от 13.05.1998 уволен (л.д. 52).
Суд признает представленные истцом документы допустимыми и достоверными доказательствами по делу, подтверждающие осуществление истцом трудовой деятельности в спорные периоды, поскольку представленные документы заверены надлежащим образом, выданы уполномоченными лицами, а именно заместителем Министра сельского хозяйства и охраны окружающей среды Туркменистана, заведующим Центральным архивом Министерства сельского хозяйства и охраны окружающей среды Туркменистана, а также Туркменабадской хлопкопрядильной фабрики Министерства текстильной промышленности Туркменистана, являющейся предприятием, в котором истец осуществлял трудовую деятельность, перевод которых заверен ВРИО нотариуса ФИО1
Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверки правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся приложением к Распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
Суд считает не состоятельным довод стороны ответчика, об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж спорных периодов работы истца только ввиду отсутствия подтверждения сведений о работе истца в спорные периоды из компетентного органа государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Пенсионным фондом для подтверждения спорных периодов работы направлены запросы в Министерства социального обеспечения Республики Туркменистан от 12.12.2019 №, от 11.08.2020 №, от 22.09.2020 №, в Государственный архив Лебапского района от 06.11.2020 №, в Центральный государственный архив Туркменистана от 06.11.2020 №, ответы на которые не поступили до настоящего времени.
Вместе с тем, не поступление из компетентного органа государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения ответов столь длительное время, для подтверждения обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверности содержащихся в них сведений, не может служит основанием для ущемления права истца на пенсионное обеспечение, поскольку факт работы был подтвержден представленными в материалы дела достоверными доказательствами.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание вышеприведенные нормы права, суд полагает исковые требования о возложении на ГУ-Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Вологде Вологодской области (межрайонное) обязанности включить в страховой стаж Липилина П.В. периоды работы в <данные изъяты> с 16.02.1993 по 25.05.1998 в должности мастера, с 07.12.1984 по 18.01.1993 в <данные изъяты> в должности радиомеханика, произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 27.11.2019 подлежащими удовлетворению.
В силу статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из представленных в материалы дела договора возмездного оказания услуг № от 01.04.2021 об оказании юридической помощи, кассового чека на сумму 20 000 рублей следует, что Липилин П.В. понес расходы на оплату юридических услуг в размере 20 000 рублей.
Анализируя представленные документы, суд приходит к выводу о том, что указанные документы оформлены надлежащим образом и являются допустимым и достоверным доказательством несения Липилин П.В. судебных расходов.
По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 17 июля 2007 года, от 22 марта 2011 года N 361-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части 1 статьи 100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Поскольку разумность размеров, как оценочная категория, определяется индивидуально, с учетом особенностей конкретного дела, при оценке разумности заявленных расходов на оплату услуг представителя необходимо обратить внимание на сложность, характер рассматриваемого спора и категорию дела, на объем доказательной базы по данному делу, количество судебных заседаний, продолжительность подготовки к рассмотрению дела.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статья 98, 100 ГПК РФ).
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Принимая во внимание сложность дела, объем и качество оказанных представителем истца услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов и участие в одном судебном заседании, результат рассмотрения дела, категорию и степень сложности дела, суд полагает разумным взыскание расходов на оплату услуг представителя истца в размере 10 000 рублей. Взыскание расходов в данном размере обеспечивает соблюдение разумного баланса между правами сторон.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Липилиным П.В. были понесены расходы на оплату услуг нотариуса в размере 500 рублей, оплату услуг переводчика в размере 2000 рублей, необходимые для предоставления достоверных доказательств подтверждающих позицию истца относительно спорных периодов работы. Понесенные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Вместе с тем, истец в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, оснований для взыскания с ответчика уплаченной истцом государственной пошлины в размере 300 рублей не имеется, указанная сумма подлежит возврату Липилину П.В.
   Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Липилина П. В. к ГУ-Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Вологде Вологодской области (межрайонное) о возложении обязанности удовлетворить частично.

Возложить на ГУ-Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Вологде Вологодской области (межрайонное) обязанность включить в страховой стаж Липилина П. В. периоды работы в <данные изъяты> с 16.02.1993 по 25.05.1998 в должности мастера, с 07.12.1984 по 18.01.1993 в <данные изъяты> в должности радиомеханика, произвести перерасчет страховой пенсии по старости с даты назначения, то есть с 27.11.2019.

Взыскать с ГУ-Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Вологде Вологодской области (межрайонное) в пользу Липилина П. В. расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей, расходы на оплату услуг переводчика в размере 2 000 рублей, расходы на оплату услуг нотариуса в размере 500 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Обязать Межрайонную ИФНС № 11 по Вологодской области возвратить Липилину П. В. государственную пошлину, уплаченную по чеку-ордеру от 06.04.2021 в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья
Н.Н. Лебедева

Мотивированное решение изготовлено 13.05.2021.

Заголовок: Зачет стажа из Туркменистана
Описание: Помощь в зачете через суд стажа для назначения пенсии, выработанного на территории Туркменистана.
Ключевые слова: иск, суд, юрист, вологда, иск, заявление, пфр, пенсионный, фонд, пенсия, стаж, зачет, туркменистан

Назад к содержимому