Прекращение дела по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ (оставление места ДТП) в связи с истечением сроков давности.
16.05.2025 Тарногским районным судом Вологодской области (судья Ордина О.А.) в отношении нашей подзащитной прекращено производство по делу об административном правонарушении № 12-1/2025, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - уезд с места дорожно-транспортного происшествия.
УИД 35RS0021-01-2025-000071-79
Дело № 12-1/2025
РЕШЕНИЕ
с. Тарногский Городок
16 мая 2025 года
Судья Тарногского районного суда Вологодской области Ордина О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу «Ф.И.О.» на постановление старшего инспектора ДПС ОГИБДД Отд МВД России «Тарногское» № «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» от «ДД.ММ.ГГГГ» «Ф.И.О.» о прекращении дела об административном правонарушении в отношении «Ф.И.О.»,
установил:
Постановлением старшего инспектора ДПС ОГИБДД Отд МВД России «Тарногское» № «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» от «ДД.ММ.ГГГГ» по результатам административного расследования по обращению «Ф.И.О.» от «ДД.ММ.ГГГГ» по факту повреждения «ДД.ММ.ГГГГ» транспортного средства «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ», государственный регистрационный знак «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» прекращено дело об административном правонарушении в отношении «Ф.И.О.» по ч. 2 ст. 12.27 Ко АП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
«Ф.И.О.», не согласившись с данным постановлением, обратилась в суд с жалобой на данное постановление, указав, что оно является незаконным и необоснованным, так как административный материал собран не в полном объеме, лицо, анкетные данные которого известны, не установлены, постановление вынесено с явными нарушениями. Указывает, что должностным лицом проигнорированы видеозапись, на которой видно, что «Ф.И.О.» при парковке задевает машину «Ф.И.О.», после чего выходит, осматривает повреждения и уходит, на видеозаписи также видны свидетели ДТП, допрос которых произведен не был, а также переписку «Ф.И.О.» с «Ф.И.О.», которая подтверждает, что «Ф.И.О.» совершила ДТП и остерегается того, что будет оформлено ДТП. Заявитель просит признать незаконным постановление старшего инспектора ДПС ОГИБДД Отд МВД России «Тарногское» № «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» от «ДД.ММ.ГГГГ», возобновить административное расследование по заявлению «Ф.И.О.» по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.
В судебном заседании «Ф.И.О.», ее представитель «Ф.И.О.» жалобу поддержали в полном объеме по изложенным в ней основаниям.
Потерпевшие «Ф.И.О.», «Ф.И.О.» на рассмотрение жалобы не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Представитель «Ф.И.О.», «Ф.И.О.» «Ф.И.О.» по доверенности жалобу поддержала в полном объеме по изложенным в ней доводам. Пояснила, что «Ф.И.О.» и «Ф.И.О.» не уведомлялись о рассмотрении должностным лицом «ДД.ММ.ГГГГ» материалов административного расследования.
«Ф.И.О.» на рассмотрение жалобы не явилась, о месте и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом.
Представитель «Ф.И.О.» Барболин О.В. по доверенности с жалобой не согласен, полагает, что постановление является законным и обоснованным. Просил отказать в ее удовлетворении.
Должностное лицо «Ф.И.О.» на рассмотрение жалобы не явилась, о месте и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, копию постановления старшего инспектора ДПС ОГИБДД Отд МВД России «Тарногское» № «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» от «ДД.ММ.ГГГГ» «Ф.И.О.» получила только «ДД.ММ.ГГГГ», документов, подтверждающих отправку и получение постановления о прекращении дела об административном правонарушении от «ДД.ММ.ГГГГ» не имеется, в связи с чем судья полагает, что «Ф.И.О.» срок для обжалования указанного выше постановления не пропущен.
В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как видно из материалов дела, «ДД.ММ.ГГГГ» в Отд МВД России «Тарногское» в КУП под номером «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» зарегистрировано сообщение «Ф.И.О.» о привлечении к ответственности лицо, которое «ДД.ММ.ГГГГ» около «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» часов повредило автомобиль «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» и скрылось с места ДТП.
«ДД.ММ.ГГГГ» по данному сообщению возбуждено дело об административном правонарушении и принято решение о проведении административного расследования по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.
В ходе административного расследования «ДД.ММ.ГГГГ» была составлена схема ДТП в присутствии собственника «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» «Ф.И.О.», осмотрено транспортное средство «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ», госномер «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ», осмотрено транспортное средство «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ», «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» «Ф.И.О.», отобраны объяснения с «Ф.И.О.», с заявителя «Ф.И.О.», истребованы видеозаписи с камер видеонаблюдения «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ».
Постановлением старшего инспектора ДПС ОГИБДД Отд МВД России «Тарногское» № «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» от «ДД.ММ.ГГГГ» по результатам административного расследования по обращению «Ф.И.О.» от «ДД.ММ.ГГГГ» по факту повреждения «ДД.ММ.ГГГГ» около «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» часов «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» минут около дома № «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» по ул. «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» с. Тарногский Городок транспортного средства «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ», государственный регистрационный знак «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» и оставления места ДТП прекращено дело об административном правонарушении в отношении «Ф.И.О.» по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, «ДД.ММ.ГГГГ» при рассмотрении должностным лицом материала по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ «Ф.И.О.», «Ф.И.О.» не присутствовали, о том, что будет рассмотрение материала не извещались.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядок производства по делам об административных правонарушениях подразумевает обязанность суда, органа, должностного лица по созданию на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении необходимых и равных условий для осуществления сторонами принадлежащих им процессуальных прав.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с названным кодексом.
Право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Будучи лицом, права которого затронуты действиями соответствующего субъекта и по обращению, которого возбуждено дело об административном правонарушении с проведением административного расследования, «Ф.И.О.» обладает правами, предусмотренными статьей 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По настоящему делу об административном правонарушении проведено административное расследование.
Согласно статье 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные названным кодексом, о чем делается запись в определении (часть 3). Копия указанного определения, а также копия определения о продлении срока административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено и ведется административное расследование, а также потерпевшему (части 3.1, 5.2). По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (часть 6).
Порядок составления протокола об административном правонарушении установлен статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По смыслу указанной нормы лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и потерпевший должны быть извещены о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Согласно части 3 этой статьи при составлении протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные названным кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 6 названной статьи копия протокола об административном правонарушении должна быть вручена не только лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, но и потерпевшему.
Исходя из положений части 6 статьи 28.7, части 1 статьи 28.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам административного расследования при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 названного кодекса, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, должно быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 названного кодекса.
По смыслу положений приведенных норм потерпевший должен быть извещен органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, о проведении административного расследования, его ходе и результатах, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении или вынесения постановления о прекращении производства по такому делу. При этом следует учитывать, что условия для осуществления сторонами принадлежащих им процессуальных прав должны быть созданы на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении.
Невыполнение должностным лицом требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об извещении потерпевшего о месте и времени составления по результатам административного расследования протокола об административном правонарушении или вынесения постановления о прекращении производства по такому делу противоречит положениям приведенных выше норм, свидетельствует о нарушении порядка производства по делу об административном правонарушении, поскольку в этом случае не созданы необходимые условия для обеспечения гарантий процессуальных прав указанного лица, что может стать препятствием для их защиты и является недопустимым (аналогичная правовая позиция приведена в Постановлении судьи Верховного Суда Российской Федерации от 12.08.2021 N 82-АД21-8-К7, от 03.12.2021 N 11-АД21-38-К6).
Часть 6 ст. 28.7 и ст. 28.9 КоАП РФ содержат указание на порядок прекращения дела об административном правонарушении до его рассмотрения. Так, если дело об административном правонарушении прекращается до его рассмотрения, в том числе по окончании административного расследования (ч. 6 ст. 28.7 КоАП Российской Федерации), то в силу ч. 1 ст. 28.9 КоАП Российской Федерации постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении во всяком случае выносится с соблюдением всех требований, предусмотренных ст. 29.10 КоАП РФ, и подлежит направлению тем участникам производства по делу об административном правонарушении, которые обладают правом на его обжалование (ст. 30.1 КоАП РФ).
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбуждено определением должностного лица от «ДД.ММ.ГГГГ», вынесенным в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 28.1, частью 2 статьи 28.7 названного кодекса по обращению «Ф.И.О.», таким образом не извещение в том, числе и «Ф.И.О.» о рассмотрении материала является нарушением ее прав.
Кроме того, необходимо отметить следующее.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 названного Кодекса, составляет 90 календарных дней.
Исчисление срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации должно осуществляться, начиная со дня совершения административного правонарушения (Постановление Конституционного Суда РФ от «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ».05.2022 N 19-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О. А. Мельниковой", часть 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что административное правонарушение совершено «ДД.ММ.ГГГГ», а постановление старшего инспектора ДПС ОГИБДД Отд МВД России «Тарногское» № «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» о прекращении дела об административном правонарушении в отношении «Ф.И.О.» по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения -»ДД.ММ.ГГГГ», т.е. по истечении 90 календарных дней - по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является недопустимым.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.
При таких основаниях, постановление старшего инспектора ДПС ОГИБДД Отд МВД России «Тарногское» № «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» от «ДД.ММ.ГГГГ» подлежит отмене, производство по делу прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление старшего инспектора ДПС ОГИБДД Отд МВД России «Тарногское» № «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» от «ДД.ММ.ГГГГ» о прекращении дела об административном правонарушении в отношении «Ф.И.О.» по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту повреждения «ДД.ММ.ГГГГ» около «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» часов «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» минут около дома «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» по ул. «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» с. Тарногский Городок транспортного средства «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ», государственный регистрационный знак «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» и оставления места ДТП прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Тарногский районный суд в течение 10 десяти дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья
О.А. Ордина
Ключевые слова: срок, давности, привлечения, административная, ответственность, 12.27, КоАП, сколько, уезд, оставление, место, дтп, прекращение, судебная практика, практика