Пенсия и стаж водителя автобуса на регулярных городских маршрутах.
13.08.2025 Вологодским областным судом (в составе председательствующего Белозеровой Л.В., судей Вахониной А.М., Коничевой А.А.) оставлена без удовлетворения апелляционная жалоба Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области на решение Вологодского городского суда Вологодской области, которое ранее было вынесено в пользу нашего доверителя. Оспариваемым ОСФР по Вологодской области решением суда первой инстанции признано незаконным и не порождающим правовых последствий решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области в части отказа в зачете в специальный стаж периодов работы в качестве водителя в МУП «ПАТП № 1» г. Вологда, а также отказа в установлении страховой пенсии по старости по пункту 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 31.01.2025.
Судья Закутина М.Г.
Дело № 2-3326/2025
УИД 35RS0010-01-2025-001439-50
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 августа 2025 года
№ 33-3730/2025
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Белозеровой Л.В.,
судей Вахониной А.М., Коничевой А.А.,
при секретаре Рябининой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 12.05.2025 по иску «Ф.И.О.» к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В., объяснения представителя «Ф.И.О.» по доверенности Барболина О.В., судебная коллегия
установила:
решением Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области (далее ОСФР по Вологодской области, пенсионный орган) от 20 января 2025 года №... «Ф.И.О.» отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях) в связи с отсутствием требуемого специального стажа (20 лет). В обоснование отказа указано, что на дату определения права (31 января 2025 года) специальный стаж «Ф.И.О.» составляет 15 лет 9 месяцев 20 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент выработан.
При этом в специальный стаж не зачтены следующие периоды:
- с 05 февраля 1991 года по 26 февраля 1991 года, с 28 февраля 1991 года по 10 мая 1991 года, с 12 мая 1991 года по 18 мая 1991 года, с 20 мая 1991 года по 24 мая 1991 года, с 27 мая 1991 года по 04 июля 1991 года, с 16 июля 1991 года по 31 декабря 1999 года – работа водителем автобуса на регулярных городских маршрутах в МУП «ПАТП №...» г. Вологда.
Считая отказ необоснованным, «Ф.И.О.» обратился в суд с иском к ОСФР по Вологодской области, в котором просил признать незаконным и не порождающим правовых последствий решение ОСФР по Вологодской области от 20 января 2025 года №... в части отказа в зачете в специальный стаж вышеназванных периодов работы, а также в части отказа в установлении страховой пенсии по старости по пункту 10 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях; обязать ОСФР по Вологодской области включить в его специальный стаж спорные периоды работы и установить ему страховую пенсию по старости по пункту 10 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях с 31 января 2025 года.
В обоснование указал, что согласно представленным им документам ему в спорные периоды регулярно начислялась и выплачивалась заработная плата, он осуществлял трудовую деятельность в течение полного рабочего дня в качестве водителя автобуса на регулярных городских маршрутах.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 12.05.2025 исковое заявление «Ф.И.О.» (СНИЛС №...) удовлетворено.
Признано незаконным и не порождающим правовых последствий со дня принятия решение ОСФР по Вологодской области от 20 января 2025 года №... в части отказа в зачете в специальный стаж «Ф.И.О.» периодов работы с 05 февраля 1991 года по 26 февраля 1991 года, с 28 февраля 1991 года по 10 мая 1991 года, с 12 мая 1991 года по 18 мая 1991 года, с 20 мая 1991 года по 24 мая 1991 года, с 27 мая 1991 года по 04 июля 1991 года, с 16 июля 1991 года по 31 декабря 1999 года в качестве водителя в МУП «ПАТП №...» г. Вологда и в части отказа в установлении досрочной страховой пенсии по старости.
На ОСФР по Вологодской области (ИНН №...) возложена обязанность включить в специальный стаж «Ф.И.О.» периоды работы с 05 февраля 1991 года по 26 февраля 1991 года, с 28 февраля 1991 года по 10 мая 1991 года, с 12 мая 1991 года по 18 мая 1991 года, с 20 мая 1991 года по 24 мая 1991 года, с 27 мая 1991 года по 04 июля 1991 года, с 16 июля 1991 года по 31 декабря 1999 года в качестве водителя в МУП «ПАТП №...» г. Вологда.
На ОСФР по Вологодской области возложена обязанность назначить «Ф.И.О.» страховую пенсию по старости по пункту 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 31 января 2025 года.
В апелляционной жалобе ОСФР по Вологодской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать «Ф.И.О.» в удовлетворении исковых требований. В обоснование указывает, что в ходе рассмотрения дела не нашла своего подтверждения полная занятость истца в спорные периоды на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение. В июне 1991 года, в марте, июне, августе, октябре, ноябре 1994 года, в марте, июне, июле, сентябре, октябре, ноябре, декабре 1995 года, январе, феврале, марте, апреле, июле, сентябре, октябре, ноябре, декабре 1996 года, январе, феврале, марте, апреле, июле, сентябре, октябре, ноябре, декабре 1997 года, январе, феврале, июне, июле 1998 года продолжительность периодов простоев и отстоев составляла более 20 % рабочего времени, то есть продолжительность осуществления работы составляла менее 80 % рабочего времени. Считает вывод суда о возможности включить в специальный стаж истца периоды простоев и отстоев не основанным на нормах пенсионного законодательства. По мнению заявителя, выводы суда первой инстанции о том, что смены истца делились на две части, и отстоем автобусов именовался перерыв между двумя частями смены, который в рабочее время не включался, не основаны на обстоятельствах дела, документальных доказательств этому стороной истца не представлено. Кроме того, письмом Минтранса РФ от 02.07.1992 № 13-пр «О порядке подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах» не предусмотрено включение таких периодов как отстои и простои в специальный стаж.
В судебном заседании представитель «Ф.И.О.» по доверенности Барболин О.В. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные участники процесса в судебное заседания не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, полагает, что решение принято судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Как следует из пункта 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочно страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно пункту 4 указанных Правил в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Ранее, реализуя право, установленное пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 02.10.1991 № 517 «О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет», Министерство труда Российской Федерации приняло постановление от 22.05.1996 №29 «Об утверждении разъяснения» О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет.
В пункте 5 названных разъяснений указано на то, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Письмом Министерства транспорта РФ №... от 02.07.1992 утвержден Порядок подтверждения трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованный с Министерством социальной защиты населения РФ, которым определено, что под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80% рабочего времени за месяц.
Из трудовой книжки следует, что «Ф.И.О.» 23 июля 1990 года принят в Автоколонну №... и направлен на пятимесячные курсы подготовки водителей категории «Д»; 05 февраля 1991 года переведен водителем 3 класса на автобус марки «ЛиАЗ-677» на городские маршруты; 01 февраля 1993 года решением квалификационной комиссии присвоен второй класс водителя автобуса; 30 марта 1992 года переведен водителем 3 класса на автобус марки «Икарус-280» на регулярные городские пассажирские маршруты; 01 марта 1990 года решением квалификационной комиссии присвоен 1 класс водителя автобуса; 17 августа 1995 года Автоколонна №... переименована в Муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие №... на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом №... от 14 августа 1995 года; 13 октября 2015 года Муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие №... реорганизовано путем преобразования в Акционерное общество «ПАТП №...»; 08 апреля 2016 года трудовой договор прекращен по соглашению сторон.
Аналогичные сведения о работе истца содержатся на его индивидуальном лицевом счете в ОСФР по Вологодской области.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что работа истца с 05 февраля 1991 года по 26 февраля 1991 года, с 28 февраля 1991 года по 10 мая 1991 года, с 12 мая 1991 года по 18 мая 1991 года, с 20 мая 1991 года по 24 мая 1991 года, с 27 мая 1991 года по 04 июля 1991 года, с 16 июля 1991 года по 31 декабря 1999 года в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в МУП «ПАТП №...» г. Вологда подлежит включению в его специальный стаж, при этом, принял во внимание архивную справку Муниципального казенного учреждения «Муниципальный архив города Вологды» от 05 июня 2024 года №..., содержащую лицевые счета о заработной плате «Ф.И.О.», исходил из того, что в спорные периоды истец был занят на работе в качестве водителя автобуса, постоянно трудившегося на регулярном городском маршруте, в течение полного рабочего времени.
Кроме того, суд первой инстанции полагал, что периоды простоев не по вине водителя относятся к рабочему времени водителя автобуса, работающего на городских регулярных пассажирских маршрутах.
Отклоняя доводы ответчика о том, что в рабочем времени водителя автобуса учитываются периоды отстоев, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пунктов 6, 31 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 16 августа 1977 года №... (в редакции постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 14 февраля 1978 года №..., действовавшего в спорные периоды и до 25 июня 1999 года), исходил из того, что отстоем автобусов именовался перерыв между двумя частями смены, который предоставлялся водителям автобуса в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей, при этом в силу п. 8 названного Положения время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включалось.
При таких обстоятельствах суд полагал, что в лицевых счетах о заработной плате «Ф.И.О.» в спорные периоды «часы отстоев» в рабочее время не включались, были необходимы для учета рабочей смены истца, разделенной на две части.
Принимая во внимание, что с учетом включенных настоящим решением в специальный стаж «Ф.И.О.» периодов работы требуемый специальный стаж продолжительностью 20 лет приобретен истцом по состоянию на дату определения права на пенсию 31 января 2025 года, учитывая, что право истца на досрочное назначение пенсии возникло по достижении им возраста 55 лет (31 января 2025 года), суд первой инстанции признал за «Ф.И.О.» право на досрочную пенсию по старости и возложил на ОСФР по Вологодской области обязанность назначить пенсию по старости с 31 января 2025 года.
С выводами суда первой инстанции о возможности включения спорных периодов в специальный стаж и назначения досрочной страховой пенсии по старости судебная коллегия полагает возможным согласиться.
Доводы апелляционной жалобы о том, что доказательства полной занятости истца по профессии водителя автобуса на городском регулярном пассажирском маршруте полный рабочий день в материалах дела отсутствуют, в спорные периоды имели место периоды простоя и отстоя, которые не подлежат включению в специальный стаж, не являются достаточными для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Постоянная занятость в течение полного рабочего дня - одно из основных условий для предоставления права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Понятие полного рабочего дня на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, приведено в разъяснении Министерства труда России от 22 мая 1996 года № 5 (пункт 5), в соответствии с которым под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, с включением в него времени выполнения вспомогательных и подготовительных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов также включается время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Письмом Министерства транспорта РФ от 02.07.1992 № 13-пр утвержден Порядок подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованный с Министерством социальной защиты населения РФ (письмо от 01.06.1992 № 1-2110-15).
Согласно пункту 1 указанного Порядка право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени.
Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц.
Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов:
- приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов;
- путевых листов;
- при отсутствии приказов и путевых листов - справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).
В силу пункта 2.3.1 Порядка в автотранспортных предприятиях, расположенных в городах с численностью населения 500 тысяч человек и более, - справка составляется на основании выписки из лицевых счетов (ведомости на заработную плату), так как в соответствии с пунктом 1 «г» приложения № 1 к Постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 14.12.1972 № 322/34 водителям, при работе на городских автобусах регулярных линий, устанавливались повышенные часовые тарифные ставки по сравнению с другими водителями, работающими на автобусах таких же типов.
На основании названных документов можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии на регулярных городских пассажирских маршрутах за месяц.
В силу пункта 3 Порядка при суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца.
В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии на регулярном городском пассажирском маршруте и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций:
- на проведение подготовительно - заключительных работ (до введения условий оплаты труда в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 № 1115 - 18 минут в смену, после введения - по норме, установленной самим предприятием),
- на прохождение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров (по норме, установленной предприятием),
- на участие в плановых технических обслуживаниях № 1 и № 2 (фактическое время) и на устранение эксплуатационных неисправностей автобуса, при работе на регулярных городских маршрутах (фактическое).
Время выполнения указанных работ также возможно рассчитать на основании лицевых счетов (ведомостей на заработную плату).
При переводе водителей в связи с производственной необходимостью на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей сроком до одного месяца, а также на работы, связанные с массовой перевозкой детей в летние оздоровительные лагеря и загородные детские сады, работы по перевозке трудящихся городских предприятий в колхозы и совхозы для оказания помощи в проведении сельскохозяйственных работ, время, связанное с выполнением таких работ приравнивается к предшествующей работе на регулярном городском маршрутном автобусе (пункт 4).
Таким образом, основанием для предоставления права на льготное пенсионное обеспечение водителям автобусов, троллейбусов, трамваев, является их постоянная (полный рабочий день) занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах (не менее 80 процентов рабочего времени в месяц).
Необходимо учитывать, что к данному виду перевозок в соответствии с действующими нормативными правовыми документами относятся регулярные маршруты, проходящие в пределах черты города (другого населенного пункта), выполняемые автотранспортными средствами с двигателем, предназначенным для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения (помимо водителя) более 8. К регулярным относятся перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках. Автобус должен отправляться в рейс по расписанию, своевременно проследовать все промежуточные контрольные пункты и прибыть на конечный пункт по расписанию с учетом допустимых отклонений.
При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца. В рабочее время за месяц включаются суммарное время работы на линии регулярного пассажирского маршрута и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в июне 1991 года, в марте, июне, августе, октябре, ноябре 1994 года, в марте, июне, июле, сентябре, октябре, ноябре, декабре 1995 года, январе, феврале, марте, апреле, июле, сентябре, октябре, ноябре, декабре 1996 года, январе, феврале, марте, апреле, июле, сентябре, октябре, ноябре, декабре 1997 года, январе, феврале, июне, июле 1998 года продолжительность периодов простоев и отстоев составляла более 20 % рабочего времени, то есть продолжительность осуществления работы составляла менее 80 % рабочего времени подлежат отклонению.
В материалы дела представлена архивная справка муниципального казенного учреждения «Муниципальный архив города Вологды» от 05.04.2024 №..., где указаны сведения об отработанном времени «Ф.И.О.», согласно лицевым счетам автоколонны №... за 1991- 1998 г.г., в указанной справке имеются сведения о периодах простоя и отстоя в периодах, которые суд первой инстанции включил в специальный стаж.
1994 год:
Август: 23 д. / 252 ч. (норма часов рабочего времени по производственному календарю 184 ч.), 5,60- часы простоя, 85,20- отстоя;
Октябрь: 17 д. / 180,20 ч. (норма часов рабочего времени по производственному календарю 168 ч.), 7.00-часы простоя, 35.00- часы отстоя;
1995 год:
Июль: 17 д./187,10 ч. (норма часов рабочего времени по производственному календарю 168 ч.), 2,00- часы простоя, 55,70- часы отстоя;
Сентябрь: 15 д. / 167,50 ч. (норма часов рабочего времени по производственному календарю 168 ч.), 4,70- часы простоя, 58,30- часы отстоя;
1996 год:
Февраль: 18 д. / 192,70 ч. (норма часов рабочего времени по производственному календарю 168 ч.), 1,70- часы простоя, 46,50- часы отстоя;
Апрель: 19 д. / 205,70 ч. (норма часов рабочего времени по производственному календарю 175 ч.), 4,90- часы простоя, 83,60- часы отстоя;
Сентябрь: 16д. / 171,50 ч. (норма часов рабочего времени по производственному календарю 168 ч), 8,10- часы простоя, 43,50- часы отстоя.
Октябрь: 19 д. / 205,60 ч. (норма часов рабочего времени по производственному календарю 184 ч.), 2,50- часы простоя, 64,20- часы отстоя,;
Ноябрь: 16 д. / 178,90 ч. (норма часов рабочего времени по производственному календарю 159 ч.), 1,70- часы простоя, 44,90- часы отстоя,;
Декабрь: 17 д. / 186,10 ч. ( норма часов рабочего времени по производственному календарю 166 ч.), 55,90- часы отстоя.
1997 год:
Март: 16 д. /162,80 ч. (норма часов рабочего времени по производственному календарю 159), 6,90 часы простоя, 79,60- часы отстоя,
Октябрь: 17 д. / 188 ч. (норма часов рабочего времени по производственному календарю 184 ч.), 45,20 - часы отстоя;
Декабрь: 17 д. / 185,30 ч. (норма часов рабочего времени по производственному календарю 174 ч.), 90,00- часы отстоя,
1998 год:
Июнь: 1 д. / 209, 30 ч. (норма часов рабочего времени по производственному календарю 167 ч.), 86,00 - часы отстоя;
Июль: 19 д. / 199 ч. (норма часов рабочего времени по производственному календарю 184 ч.), 76, 40 - часы отстоя.
Проанализировав вышеуказанные данные, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в указанные периоды количество отработанных истцом часов непосредственно по должности водителя существенно превышало норму рабочего времени по производственному календарю, часы простоев и отстоев оплачивались дополнительно, соответственно в отработанное время не включались, таким образом, наличие отстоев и простоев не свидетельствует о том, что истец был занят выполнением работ по должности водитель автобуса на регулярных городских маршрутах менее 80 % рабочего времени.
В октябре 1995 года: 11 д./127,50 ч. (норма часов рабочего времени по производственному календарю 176 ч.), 46,50- часы отстоя; в июле 1996 года: 16 д./174,90 ч. (норма часов рабочего времени по производственному календарю 184 ч.), 76,30- часы отстоя; в январе 1997 года: 12 д./128, 70 ч. (норма часов рабочего времени по производственному календарю 159 ч.), 1,90- часы простоя, 69,70- часы отстоя, в сентябре 1997 года: 15 д./165,20 ч. (норма часов рабочего времени по производственному календарю 176 ч.), 1,70- часы простоя, 31,70- часы отстоя.
Согласно пункту 14 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 16.08.1977 № 255/16 (ред. от 11.12.1979), при суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение дня вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов.
Из вышеуказанных данных следует, что истец в течение рабочего дня более 10 часов был занят выполнением работ по должности водитель автобуса на регулярных городских маршрутах, что составляет более 80 % рабочего времени. При наличии существенной переработки в другие периоды не выработка истцом нормы рабочего времени в течение месяца, не может служить основанием для исключения данных периодов из специального стажа. С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что данные периоды обоснованно были включены судом первой инстанции в специальный стаж.
В июне 1991 года: 3 д. + 21 д. оч. отпуск / 14,40 ч, 3,00- в т.ч. простои; в марте 1994 года: 11 д. + 5 дн. б/л 113,60 ч., 0,30 часы простоя, 34,00- часы отстоя; в июне 1994 года: 7д.+16 д. отпуск /68,70 ч., 0,60 часы простоя, 20,60- отстой; в марте 1995 года: 10 д.+ 5 д. отпуск +4 д. б/л/ 110,90 ч., 58,00- часы отстоя; в марте 1996 года: 15 д. + 6 д. б/л/ 165,40 ч., 3,50- часы простоя, 78,00- часы отстоя; в апреле 1997 года: 7 д.+10 б/л/79 ч., 35,10- часы отстоя; в июле 1997 года: 14 д.+ 5 д. отпуск/ 144,10 ч., 53,60 – часы отстоя; в январе 1998: 1 д.+ 24 д. отпуск/10,90 ч., 11,87- часы отстоя; в феврале 1998 года: 12 д. + 3 д. отпуск/ 132,30 ч., 45,60 – часы отстоя.
Проанализировав данные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в спорные месяцы имели место, как периоды выполнения трудовых обязанностей, так и периоды отпусков и больничных.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 в специальный стаж засчитываются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Таким образом, периоды отпусков и больничных подлежат включению в специальный стаж.
Оценив количество отработанных дней и часов можно сделать вывод, что истец в течение рабочего дня более 10 часов был занят выполнением работ по должности водитель автобуса на регулярных городских маршрутах, что составляет более 80 % рабочего времени.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно включил спорные периоды в специальный стаж.
По остальным спорным периодам апелляционная жалоба не содержит доводов о том, что периоды отстоев и простоев составляли более 20 % рабочего времени.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушений или неправильного применения норм материального права не установлено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой и им дана надлежащая правовая оценка. Выводов, сделанных судом, доводы апелляционной жалобы не опровергают.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 12.05.2025 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Л.В. Белозерова
Судьи:
А.М. Вахонина
А.А. Коничева
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.08.2025.