Лесная декларация. Судебный спор.
29.07.2025 Арбитражным судом Север-Западного округа (председательствующий А.Г. Кудин, судьи Л.Б. Мунтян, В.М. Толкунов) оставлены без изменения ранее вынесенные в пользу нашего доверителя решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.11.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2025 по делу № А13-1435/2023 в сфере лесного права, а кассационная жалоба Министерства природных ресурсов и экологии Вологодской области - без удовлетворения.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург,
190121 http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
04 августа 2025 года
Дело № А13-1435/2023
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б., Толкунова В.М.,
при участии от индивидуального предпринимателя Плотникова Н.А - Чистова А.Н. (доверенность от 31.10.2023),
рассмотрев 29.07.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.11.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2025 по делу № А13-1435/2023,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Никольский лес», адрес: 161440, Вологодская область, Никольский район, город Никольск, Ленина улица, дом 12, ОГРН 1083538001370, ИНН 3514007296 (далее - Общество, ООО «Никольский лес»), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту лесного комплекса, адрес: 160000, город Вологда, улица Герцена, дом 27, ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968 (далее - Департамент; после смены наименования - Министерство природных ресурсов и экологии Вологодской области; далее - Министерство), о признании незаконными отказа в приеме лесной декларации от 23.12.2022 № 2357264726, выраженного в извещении от 29.12.2022 № ЛД-20221223-11324253185-4, а также действия по составлению протокола о лесонарушении от 19.12.2022 № 17-Л.
Определением суда от 28.02.2023 по делу № А13-1435/2023 указанное заявление принято к производству.
Общество обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным приказа Департамента от 22.06.2023 № 814.
Определением суда от 18.07.2023 по делу № А13-8629/2023 указанное заявление принято к производству.
Определением суда от 03.08.2023 названные дела объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу № А13-1435/2023.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг», адрес: 109316, Москва, проспект Волгоградский, дом 45, строение 1, ОГРН 1157746215527, ИНН 7722319952 далее - ФГБУ «Рослесинфорг», индивидуальный предприниматель Плотников Николай Андреевич, адрес: 161453, Вологодская область, Никольский район, поселок Дуниловский, 2, ОГРНИП 304353811300079, ИНН 351400011224 (далее - Предприниматель).
Ходатайством от 22.12.2023 общество уточнило предъявленные требования, просило признать незаконными отказ Департамента от 23.12.2022 № 2357264726, выраженный в извещении от 29.12.2022 № ЛД-20221223-11324253185-4, действия по составлению протокола о лесонарушении от 19.12.2022 № 17-Л и протокола инструментального обследования от 13.12.2022, приказ департамента от 22.06.2023 N 814, отказ Департамента в приеме лесной декларации от 06.12.2023 N 3627470255, выраженный в извещении от 08.12.2023 № ЛД-20231207-15732698504-4.
Уточнение заявленных требований принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ).
Ходатайством от 25.11.2024 заявитель отказался от требований в части признания незаконным отказа департамента в приеме лесной декларации от 06.12.2023 № 3627470255, выраженного в извещении от 08.12.2023 № ЛД-20231207-15732698504-4.
Решением суда первой инстанции от 28.11.2024 прекращено производство в части требований Общества о признании незаконными действий по составлению протокола лесонарушения от 19.12.2022 № 17-Л и протокола инструментального обследования от 13.12.2022, отказа Департамента в приеме лесной декларации от 06.12.2023 № 3627470255, выраженного в извещении от 08.12.2023 № ЛД-20231207-15732698504-4.
Этим же решением признан не соответствующим положениям приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.04.2021 № 303 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме» и незаконным отказ департамента в приеме лесной декларации от 23.12.2022 № 2357264726, выраженный в извещении от 29.12.2022 № ЛД-20221223-11324253185-4, а также признан незаконным приказ Департамента от 22.06.2023 № 814 об утверждении заключения государственной экспертизы изменений проекта освоения лесов. На Министерство возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов Общества в срок не позднее пятнадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Постановлением апелляционного суда от 10.03.2025 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представитель Предпринимателя просил в удовлетворении жалобы отказать по мотивам, изложенным в отзыве.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество (арендатор) и Департамент (арендодатель) заключили договор от 10.08.2009 № 02-0216/861-2009 (в редакции дополнительного соглашения) аренды лесного участка площадью 86 848 га, расположенного в Вологодской области Никольском муниципальном районе Никольском лесничестве, для использования в целях заготовки древесины.
На основании приказа от 09.12.2022 № 50А специалистами Никольского территориального отдела - государственного лесничества Департамента с представителем ОМВД России по Никольскому району 13.12.2022 проведено выездное обследование по местоположению: квартал 102, выдел 10, делянка № 2 Анданского участкового лесничества Никольского лесничества. По результатам выездного обследования в отношении ООО «Никольский лес» составлены протокол инструментального обследования от 13.12.2022 и протокол о лесонарушении от 19.12.2022 № 17-Л.
В протоколе инструментального обследования от 13.12.2022 отражено, что в указанном местоположении Обществом произведена сплошная рубка деревьев без подачи лесной декларации, однако запроектировано в форме выборочной рубки деревьев с выборкой не более 28% от запаса, рубка лесных насаждений осуществлена в августе 2022 года.
В протоколе о лесонарушении от 19.12.2022 № 17-Л указано, что в Андангском участковом лесничестве квартал 102, выдел 10, выявлена незаконная рубка деревьев до степени прекращения роста, сумма ущерба составляет 5 285 216 руб.
Общество как лесопользователь через портал «Госуслуги» представило в Департамент лесную декларацию от 23.12.2022 № 2357264726, согласно которой в период с 31.12.2022 по 30.12.2023 планировало в соответствии с проектом освоения лесов на лесном участке, арендованном по договору от 10.08.2009 № 02-0216/861-2009, эксплуатацию лесов в целях заготовки древесины.
Департамент в извещении от 29.12.2022 № ЛД-20221223-11324253185-4 отказал Обществу в приеме лесной декларации по причине того, что лесная декларация содержит сведения об объемах использования лесов в целях заготовки древесины и (или) живицы, несоответствующие проекту освоения лесов.
Дополнительно в извещении от 29.12.2022 № лД-20221223-11324253185-4 Департамент указал на недостоверность указанных в декларации сведений (на части лесосеки ранее произведена вырубка лесных насаждений без разрешительных документов, протокол о лесонарушении от 19.12.2022 № 17-Л).
Приказом Департамента от 21.12.2022 № 1679 утверждено положительное заключение экспертизы изменений проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда Никольского лесничества Вологодской области, по договору аренды лесного участка от 10.08.2009 № 0202-16/861-2009 и установлен срок действия положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на срок действия проекта освоения лесов - по 15.12.2028. Указанным проектом освоения лесов в отношении выдела 10 квартала 102 Андангского участкового лесничества Никольского лесничества предусмотрен вид рубки - сплошная и вырубаемый запас - 6023 м. В дальнейшем экспертной комиссией Департамента вынесено отрицательное заключение, согласно которому представленные Обществом изменения не соответствуют целям и виду использования лесов, предусмотренным договором аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту Никольского лесничества Вологодской области, утвержденному приказом Департамента от 31.08.2018 № 1322, лесному плану Вологодской области, утвержденному распоряжением губернатора Вологодской области от 30.11.2018 № 4807-р и законодательству Российской Федерации, а именно на момент проведения государственной экспертизы изменений лесной участок, расположенный в Никольском лесничестве, Андогском участковом лесничестве, квартале 102, выделе 10, вырублен в результате совершения арендатором незаконной рубки лесных насаждений в период с 28.08.2022 по 10.10.2022 (сплошная рубка вместо выборочной согласно проекту освоения лесов), материалы в отношении которой 20.12.2022 направлены для проверки в ОМВД России по Никольскому району.
Отрицательное заключение государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов утверждено приказом Департамента от 22.06.2023 № 814. Одновременно признан утратившим силу приказ департамента от 21.12.2022 № 1679 об утверждении положительного заключения государственной экспертизы изменений проекта освоения лесов.
Общество не согласилось с отказом в приемке лесной декларации, действиями Департамента по составлению протокола о лесонарушении от 19.12.2022 № 17-Л и протокола инструментального обследования от 13.12.2022 и приказом от 22.06.2023 № 814, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций пришли к выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления в части признания незаконным отказа Департамента в приеме лесной декларации от 23.12.2022 № 2357264726, выраженный в извещении от 29.12.2022 № ЛД-20221223-11324253185-4, а также в части признания незаконным приказа Департамента от 22.06.2023 № 814.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1).
Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута (часть 2).
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).
Порядок заполнения и подачи лесной декларации утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.04.2021№ 303 (далее - Порядок № 303).
В силу пункта 2 Порядка № 303 лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, не менее чем за 6 рабочих дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
Пунктом 6 Порядка № 303 предусмотрено, что уполномоченный орган осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, достоверность указанных в ней сведений, в течение 5 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган и, не позднее дня, следующего за днем окончания проверки лесной декларации, направляет лицу, подавшему лесную декларацию, электронное извещение о приеме лесной декларации или об отказе в приеме лесной декларации.
Извещение об отказе в приеме лесной декларации направляется в случае выявления несоответствия форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, в части формы и вида рубки, превышения декларируемого объема над объемом заготовки, установленным договором аренды лесного участка (с учетом возможности использования дополнительного объема древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года, установленной Правилами заготовки древесины), недостоверности указанных в ней сведений, с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа.
Административным регламентом предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 № 641, определен перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги в части приема лесных деклараций: непредставление документов, указанных в Административном регламенте; недостоверность сведений, указанных в лесной декларации; несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию; несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов (пункт 2.11.1).
Судебные инстанции, оценив в соответствии со статьей АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, установили, что в лесной декларации Обществом указано о планируемой рубке лесных насаждений в лесосеке Никольского Андангского участкового лесничества в объеме 751 куб. м.
Пунктом 4 договора аренды от 10.08.2009 № 02-02-16/861-2009 предусмотрено, что лесной участок передается Обществу в целях заготовки древесины в объемах согласно приложению 3.
В приложении 3 стороны согласовали среднегодовой объем использования лесов 30,78 тыс. куб. м по хвойному хозяйству и 197,63 тыс. куб.м по лиственному хозяйству.
Суды также установили, что в 2017 году были разработаны изменения в проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду по договору лесного участка от 10.08.2009 № 02-02-16/861-2009, в котором в отношении выдела 10 квартала 102 Андангского участкового лесничества Никольского лесничества содержали вид рубки - сплошная и вырубаемый запас -7 600 куб. м.
При этом в связи с принятием в 2018 году нового лесохозяйственного регламента Никольского лесничества Вологодской области филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Севлеспроект» по заданию Общества разработан новый проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду по договору аренды от 10.08.2009 № 02-02-16/861-2009, который в отношении выдела 10 квартала 102 Андангского участкового лесничества Никольского лесничества содержал вид рубки - выборочная и вырубаемый запас - 2 128 куб. м.
В связи с обнаружением технической ошибки в проекте освоения лесов Общество 07.12.2022 обратилось в филиал ФГБУ «Рослесинфорг» «Севлеспроект» и по результата анализа материалов лесоустройства 2016 года указанная техническая ошибка в проекте освоения лесов названым третьим лицом исправлена, в выделе 10 квартала 102 Андангского участкового лесничества Никольского лесничества выборочные рубки исправлены на сплошные.
Суды констатировали, что приказом Департамента от 21.12.2022 № 1679 утверждено положительное заключение государственной экспертизы изменений проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда Никольского лесничества Вологодской области, по договору аренды лесного участка от 10.08.2009 № 02-02-16/861-2009.
Указанным проектом освоения лесов 2022 года в отношении выдела 10 квартала 102 Андангского участкового лесничества Никольского лесничества предусмотрен вид рубки - сплошная, вырубаемый запас - 6 023 куб.м.
Ввиду изложенного суды пришли к выводу о том, что спорная лесная декларация на момент ее представления Обществом в Департамент соответствовала проекту изменений освоению лесов.
Апелляционная инстанция обоснованно согласилась с судом первой инстанции о том, что протокол о лесонарушении от 19.12.2022 № 17-Л не может быть признан доказательством недостоверности декларации, поскольку данный протокол составлен до подачи Обществом лесной декларации, при этом в указанном протоколе установлен лишь объем вырубленной древесины в квартале 102 выделе 10 Андангского участкового лесничества Никольского района, но не объем оставшейся на лесосеке древесины.
Таким образом, суды сделали правильный вывод об отсутствии у Департамента правовых оснований, предусмотренных Порядком № 303, для отказа Обществу в приеме спорной лесной декларации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Аналогичное положение содержится в пункте 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи (части 1, 2 статьи 89 ЛК РФ).
На основании пункта 7.1 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 № 513 (далее - Приказ № 513), экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Пунктами 10, 10.1 Приказа № 513 установлено, что положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
В рассматриваемом деле суды установили, что Департаментом, в качестве причины издания оспариваемого Приказа № 814 указано, что изменения, вносимые в проект освоения лесов, свидетельствуют о несоответствии мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных изменениями проекта освоения лесов, в том числе в части запаса на 1 гектаре выдела, запаса на выделе и вырубаемого запаса.
Вместе с тем, суды указали, что оспариваемый приказ Департамента № 814 не содержит указание на конкретные положения проекта освоения лесов, противоречащие законодательству и не соответствующие целям и видам освоения лесов, договора аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также не содержит указание о необходимости соответствующей доработки изменений проекта освоения лесов.
В связи с этим суды пришли к выводу о том, что приказ Департамента не соответствует закону.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов двух инстанций и не свидетельствуют о нарушении ими норм материального и процессуального права, в связи с чем основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
В силу части 4 статьи 283 АПК РФ исполнение судебного акта приостанавливается на срок до принятия арбитражным судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы, если судом не установлен иной срок приостановления.
Как разъяснено в абзаце пятом пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции» с учетом срока приостановления исполнения судебного акта на отмену приостановления исполнения судебного акта указывается в постановлении суда кассационной инстанции, принимаемом по результатам рассмотрения кассационной жалобы, либо в отдельном определении.
Таким образом, в связи с окончанием кассационного производства определение Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.05.2025 о приостановлении исполнения обжалованных судебных актов по настоящему делу следует считать утратившим силу на основании части 4 статьи 283 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.11.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2025 по делу № А13-1435/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Вологодской области, - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Арбитражного суда Вологодской области от 28.11.2024 и постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2025 по делу № А13-1435/2023, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.05.2025, отменить.
Председательствующий
А.Г. Кудин
Судьи
Л.Б. Мунтян
В.М. Толкунов
Заголовок: Лесная декларация. Судебный спор.
Описание: Признание судом незаконным отказа в приеме лесной декларации.
Ключевые слова: незаконный, признание, незаконным, лесная, декларация, лесная декларация